МБДОУ Чернобаевский детский сад «Березка»
Старожиловский муниципальный район Рязанская область
Мастер-класс для воспитателей
"У игры свои секреты"
Подготовила воспитатель 1 кат.
Виноградова Е.В.
2019-2020 уч. год
Мастер-класс для воспитателей
"У игры свои секреты"
Подготовила воспитатель 1 кат. Виноградова Е.В.
Цель: способствовать повышению интереса педагогов к поиску интересных методов и технологий в работе с детьми по сенсорному развитию.
План:
1. Информационная часть. Сообщение темы мастер-класса.
2. Знакомство педагогов с выставкой игр по сенсорному развитию.
3. Практическая часть:
Конкурс «Умелые ручки».
4. Заключительная часть.
Оборудование: бросовый материал, презентация «У игры свои секреты», дидактические игры.
Ход мероприятия:
1. Информационная часть
Добрый день, уважаемые коллеги!
Сегодня мы с вами откроем секреты изготовления дидактических игр по сенсорному развитию детей дошкольного возраста своими руками.
Игра — это искра, зажигающая огонёк пытливости и любознательности», считал В. А. Сухомлинский.
Сегодня я расскажу вам, как можно быстро и просто, без особых затрат изготовить увлекательные пособия своими руками - интересные, разнообразные игры, направленные на сенсорное развитие.
В создании дидактических игр мне помогали родители моей группы. Это и сбор материала для игр, изготовление игр и нахождение новых вариантов игр.
Вот игры, которые я хочу вам представить:
2. Показ презентации с выставкой игр по сенсорному развитию:
Дидактическая игра «Тактильный мешочек»
В тканевом мешочке находятся небольшие предметы: голыши, мягкие игрушки, ленточки, кубики, шнурки и т. д. Все предметы, находящиеся в мешочке, дети с большим интересом исследуют руками.
Дидактическое пособие "Тактильный мешочек" помогает детям, используя прикосновения, познавать окружающий мир с совершенно непривычной точки зрения.
Для того чтобы у малышей не пропадал интерес к мешочку - периодически приходится содержимое обновлять.
Дидактическое пособие “Пальчиковый сухой бассейн”
Сухой бассейн – используется для одновременного активного воздействия на различные точки кистей, пальцев, ладоней; сенсомоторное развитие, формирование основных сенсорных эталонов: форма, величина, материал, вес, звук; воспитание усидчивости и терпеливости в работе; снятие эмоционального напряжения. Сделать его очень просто: капсулы от киндер-сюрприза наполняем различными наполнителями (рис, горох, фасоль), складываем их в небольшой глубокий пластиковый контейнер, на дно спрятать игрушки от киндер-сюрприза.
Или наполняем фасолью пластиковый контейнер, вниз складываем мелкие игрушки, можно от киндер-сюрприза.
Попросите малыша искать в "сухом бассейне" различные мелкие предметы или игрушки. Погружаясь как можно глубже в наполнитель, ручки ребенка массируются, пальцы становятся более чувствительными, их движения – координированными.
Дидактическая игра “Бусы из солёного теста”
• укрепляют и развивают мелкую моторику, зрительно-моторную координацию;
• формируют умения сочетать по цвету;
• развивают концентрацию внимания; развивают усидчивость, аккуратность, детское творчество, чувство прекрасного в своей работе и работе других детей;
• обучают приемам работы по образцу и созданию собственного изделия.
Это пособие может сделать сам малыш, с небольшой помощью взрослого. Лепка из теста очень помогает развить моторику ребенка. Ведь малыш может изменять форму предмета из шарообразной формы на квадратную, или треугольную. А, взяв в руки кусочек теста, он может ощутить его вес, тяжесть и вязкость.
Описание приготовления пособия:
Приготовить солёное тесто (смешать 0,5 стакана соли “Экстра”,1 стакан муки, 0,5 стакана холодной воды, оставить на 2-3 часа в холодильнике, слепить шарики, сделать в них отверстия с помощью трубочки для коктейля, оставить до полного высыхания.Затем шарики раскрасить гуашью. Бусы готовы!
Игры с цветными скрепками и прищепками: «Сделай дереву веточки»,«Сделай колючки ёжику», «Сделай лучики солнышку».
В играх можно использовать художественное слово, загадки.
Например:
· Отгадайте загадку:
Плаваю под мостиком
И виляю хвостиком.
Это рыбка.
(Показываю картинку с изображением рыбки). Посмотрите на картинку и покажите где у рыбки глазик? А где у нее ротик? А хвостик и плавники? А теперь давайте сами сделаем рыбок. Детям необходимо выбрать подходящие по цвету прищепки и добавить каждой рыбке хвостик и плавники, форма рыбки - основа, вырезанная из картона.
· На спинке иголки, длинные колкие,
А свернется в клубок - ни головы ни ног.
Это ежик. Покажите где у него глазки, носик, ушки?
Давайте поможем нашему ежику найти иголочки.
Форма ежика – дети добавляют иголки - прищепки, заданного цвета.
Игра «Мозаика из пробок и пуговиц».
Подберите пуговицы разного цвета и размера, а еще, можно использовать разноцветные пробки от пластиковых бутылок.
Сначала выложите рисунок цветок, и далее включите свою фантазию придумайте свои варианты рисунков. Из такой мозаики можно выложить неваляшку, бабочку, снеговика, мячики, бусы и т. д.
«Подбери дереву листья"
Из пуговиц определенного цвета необходимо подобрать дереву листики (в зависимости от времени года).
«Гвоздики и резиночки"
Цель: Данная игра поможет выявить особенности развития мелкой моторики рук ребенка. Развивать точность и координацию движений руки и глаза, гибкость рук, ритмичность. Формировать и совершенствовать пространственные представления, ориентацию на доске. Развивать фантазию ребенка.
Для данного пособия понадобятся: канцелярские гвоздики, разделочная доска (толщиной более 10 мм, чтобы острие гвоздика не вылезало с обратной стороны доски), резинки (любые). Я приобрела резинки для денег.Нанесла разметку на доску (квадратики 4х4) и в уголочки забила гвоздики. Получилось вот такое аккуратное пособие для развития мелкой моторики.
«Рисуем бусами»
С бусами ребенoк может играть, ощупывать их, проявляя свою выдумку и фантазию. У ребенка пoлучаются красивые и привлекательные рисунки вне зависимости от имеющихся у негo навыков.
3. ПРАКТИЧЕСКАЯ ЧАСТЬ.
И так, уважаемые участники мастер-класса! Вам выпала большая честь принять участие в конкурсе «Умелые ручки». Вам нужно сделать дидактическую игру по сенсорному развитию из предложенного вам материала, который находится у вас на столах. Вам нужно придумать названия своей игре и озвучить цели игры. Если вы изготовите не одну, а несколько игр, то это будет только приветствоваться, но не забывайте про названия и цели игры.
Заключительный этап.
Сегодня мы с вами подтвердили тот факт, что у взрослых и детей познание неизвестного проходит по одному пути: через восприятие сенсорных свойств и качеств, от ощущений к представлениям и понятиям. Наиболее полный образ объекта ребенок получает только тогда, когда задействованы все группы анализаторов.
В заключении хотелось бы подчеркнуть, что сенсорное развитие составляет фундамент общего умственного развития.
«Ум ребенка находится на кончиках его пальцев» В. А. Сухомлинский
А это очень важная, но не единственная сторона общего психического развития. Ребёнок должен развиваться гармонически, т. е. в умственном, нравственном, эстетическом и физическом отношениях.
Благодарю Вас за активное участие и творческую работу! Всем большое спасибо! До свидания.