Чернобаевский детский сад;;Березка
|
Информация о оказании психолого -педагогической помощиВыявление особенностей нервно-психического развития.Определение соответствия нервно-психического развития возрасту ребенка проводится по 4 показаниям, отражающим особенности социальных контрактов и развитие определенных психических функций. Показатели являются итогом взаимодействия биологических и длительно действующих социальных факторов. Мышление и речь - характеризуют развитие интеллекта ребенка и одновременно отражают общий уровень его психического развития. Моторное развитие - характеризует развитие движений ребенка: общих (т.е. всего тела) и ручных. Косвенно моторное развитие отражает состояние центральной нервной системы: дети, имеющие отклонения в поведении, нередко имеют отклонения в моторном развитии. Внимание и память - характеризуют способность ребенка к сосредоточению внимания, устойчивость внимания, способность к запоминанию и воспроизведению информации (кратковременная и долговременная память). Социальные контакты - характеризуют способность ребенка к общению, умению согласовать свои желания и потребности с желаниями и потребностями других детей; способность к совместной деятельности с другими детьми. Большинство показателей нервно-психического развития определяется по "Анкете для выявления особенностей поведения детей 4-6 лет", кроме определения развития мышления к речи и общей моторики. При необходимости развитие ручной моторики также может быть проверено медицинской сестрой или врачом. При наличии отклонений в разделе "Нервно-психическое развитие" напротив соответствующего показателя делается запись: "с отклонением". Медицинской сестрой и врачом определяются только отклонения в НПР, а их квалификация (задержка или нарушение) дается специалистом психоневрологом. Для оценки показателя "Мышление" медицинская сестра КЗР имеет: · набор сюжетных картинок (2-3) из книжек для старшего дошкольного возраста; для определения умения ребенка составить рассказ по картинке; · набор карточек с изображением зверей, птиц, ягод, посуды, мебели; одежды и др. (5-6) для определения умения классифицировать предметы. Примеры сюжетов: лес, вечер, мальчик сидит на дереве, внизу сидят волки. Мальчик провалился в прорубь и зовет на помощь, другой протягивает ему палку. Примерные схемы рассказов: Сюжет 1. Мальчик пошел в лес (за хворостом, с другими детьми на прогулку) и отстал, заблудился. На него напали волки и он залез на дерево. Окончание рассказа: волки убежали, и мальчик благополучно ушел домой, пришли взрослые и прогнали волков, мальчик сам справился с волками (неважно каким способом). Сюжет 2. Мальчик пошел через речку (он очень спешил, шел в школу и др.) и случайно провалился в прорубь (лед провалился под ним и др.). Он зовет на помощь. Ему поможет его друг, который уже протягивает палку (лыжу), чтобы выручить его (или придут взрослые и вытащат мальчика). Особое внимание следует обратить на детей, которые предпочитают рассказы с неблагоприятным окончанием (мальчик погибает), т.к. это является существенным признаком негативных тенденций в развитии личности ребенка или о крайне неблагополучных условиях его воспитания. Наиболее благоприятный ответ - когда в рассказе ребенка герой сам находит выход из бедственного положения или при минимальном участии других лиц. Для проверки умения группировать предметы по классам ребенку предлагается набор карточек, относящихся к какому-то одному классу, и туда вкладывается одна карточка другого класса. Например, к 5 карточкам с изображением мебели добавляется карточка с изображением посуды и т.д. Инструкция: посмотри, какая карточка лишняя? Сначала ребенку предлагают наиболее сложный вариант: мебель - посуда, или звери - птицы, или одежда - посуда. Если он справился с заданием, на этом тестирование заканчивается. Если нет - предлагается более легкий вариант: мебель - звери или посуда - птицы и т.д. В случае, если ребенок справился со вторым заданием, считается, что функция развивается без отклонений. Отклонения в моторном развитии фиксируются независимо от того, относятся они к общей или тонкой (ручной) моторике. Для определения состояния внимания и памяти, а также социальных контактах вопросы для всех трех возрастов совпадают. Рекомендации по коррекции выявленных отклонений даются в соответствии с приложением. В связи с тем, что показатели являются итогом взаимодействия биологических и длительно действующих социальных факторов, характер рекомендаций зависит от фактора, определяющего то или иное отклонение. Медицинская сестра осуществляет контроль за выполнением в семье медико-педагогических рекомендаций по коррекции поведения и нервно-психического развития ребенка. Наряду с рекомендациями по коррекции нервно-психического развития приложение включает рекомендации по коррекции поведения ребенка. Особенности поведения определяются по первым 4 пунктам "Анкеты для выявления особенностей поведения детей 4 - 6 лет". Считается, что ребенок развивается с отклонениями в вегетативном, эмоциональном или психомоторном статусе, или формировании личности, если отмечен хотя бы один признак по каждому из этих пунктов. Оценка методов исследования нервной системы Возраст 4 года
Возраст 5 лет
Возраст 6 лет.
Оценка рекомендации специалистов. Педиатр (участковый, дошкольного учреждения, школы) обобщает результаты всех этапов профилактического осмотра, включая дополнительные консультации и обследования по показаниям, и дает заключение по следующему алгоритму: I. Оценка здоровья: 1.оценка физического развития; 2.оценка нервно-психического развития; 3.диагноз; 4.комплексная оценка состояния здоровья (определение группы здоровья). II. Рекомендации: 1.режим; 2.питание; 3.физическое воспитание (виды закаливания, медицинская группа для занятий физкультурой в школе, допуск к занятиям спортом и др.); 4.задачи воспитания и обучения; 5.допуск к трудовому обучению и врачебно-профессиональное заключение (для школьников средних и старших классов); 6.заключение о возможности выполнения профилактических прививок (или медицинских противопоказаниях); 7лечебно-оздоровительные мероприятия; 8.порядок и кратность наблюдения педиатром, врачами-специалистами (детям группы риска, с функциональными отклонениями, хроническими заболеваниям Рекомендация родителям 1. Постарайтесь быть более внимательными к своему ребенку, проявляйте больше любви, тепла и ласки, чаще говорите ему, что вы его любите и скучаете без него. 2. Помните о том, что у вашего ребенка тоже есть свои проблемы. Дайте ему возможность выговориться, обсудить вместе с вами то, что его тревожит и огорчает. Каждый день выделяйте время для беседы с ребенком, чтобы он мог рассказать вам о том, что произошло за день, спокойно обсудите с ним сложные конфликтные ситуации, объясните, как надо поступать в этом или ином случае, помогите понять причины поступков других людей. Например: «Сережа, вероятно, сломал твой карандаш не нарочно, он случайно уронил его на пол. Не надо было драться из – за этого с Сережей. Он не хотел этого. Да и карандаш можно было отточить». Важно помнить, что с ребенком 6 – 7 лет можно рассуждать, он в состоянии понять ваши доводы, анализировать вместе с вами ситуацию. Главное при этом при этом – с пониманием и уважением относиться к проблемам ребенка, не считать их чем – то несерьезным, вести разговор спокойно и доверительно, а не на повышенных тонах в форме назиданий. 3. Заведите традицию беседовать с ребенком перед сном. Когда малыш в постели, присядьте рядом, погладьте его по голове, возьмите его ладошки в свои руки и спокойно поговорите, о чем – то приятном. Избегайте при этом бурных проявлений эмоций, не нужно, чтобы ребенок пере возбуждался перед сном. Поговорите о будущей поездке в выходные дни или летом. Пусть ваш ребенок засыпает с приятными мыслями и переживаниями. Если ему трудно заснуть, помогает теплая грелка, положенная к ногам, можно разрешить взять любимого мишку или зайчика. Если на ребенка успокаивающе действует вода, полезны перед сном душ или ванна. 4. Никогда не высказывайте в присутствии ребенка – дошкольника своих опасений относительно начала его обучения в школе, не пугайте школой. Ваша тревога и опасения обязательно передадутся ребенку, послужат причиной формирования «школьной тревожности» – устойчивого состояния тревоги и страха в отношении всего, что связано со школой и учением. 5. Не срывайтесь и не кричите на ребенка. Даже если он совершил что – то, на ваш взгляд, ужасное, держите себя в руках, старайтесь говорить ровным, спокойным голосом. Дети, чьи родители постоянно кричат и ругаются, перестают их слышать. Для начала введите один «разгрузочный» день в неделю. В этот день дайте себе слово. Что не будете кричать на ребенка и ругать его, даже если он перевернет все вверх дном. Будьте с ним спокойны и выдержаны в этот день. Если получится, можно устраивать такие дни чаще, с тем чтобы постепенно отвыкнуть разговаривать с ребенком на повышенных тонах. Вы заметите, что он начинает вас «слышать», легче понимает и выполняет ваши требования. 6. Пересмотрите свои требования к ребенку, всегда ли они обоснованы, не слишком ли много вы хотите от него? Полезно вспомнить себя в этом возрасте и «пропустить» требования к своему ребенку через собственные детские переживания. Только при этом постарайтесь быть объективными. Взрослым свойственно идеализировать свое прошлое. 7. Большое значение для лечения и профилактики неврозов имеет правильный режим для ребенка. Здесь необходимо запомнить три важных правила: Правило 1. У ребенка должен быть полноценный сон. Несмотря ни на что, в 9 часов вечера его необходимо укладывать в кровать. Длительность ночного сна должна составлять 9 – 10 часов. Для детей с неустойчивой нервной системой полезен дневной сон в течение 1 – 1,5 часов. Шумные игры, излишне эмоциональные развлечения перед сном следует исключить. Правило 2. Ребенку необходимы продолжительные ежедневные прогулки на свежем воздухе, подвижные игры и упражнения. Хорошо, если вы найдете возможность гулять вместе с ним: общение с вами ему также необходимо. Правило 3. Не позволяйте ребенку подолгу сидеть перед телевизором, часами играть в видео игры. Кровавые боевики и фильмы ужасов – не для вашего ребенка, их нужно полностью исключить. Если вы купили видеодиск с новым фильмом, сначала просмотрите его сами и решите, стоит ли показывать это ребенку.
11 октября 2019 в 10:58
|
Сайт размещён на портале МААМ. Используя МААМ принимаете Соглашение и Обработку данных.