Чернобаевский детский сад;;Березка

Информация о оказании психолого -педагогической помощи

Выявление особенностей нервно-психического развития.

Определение соответствия нервно-психического развития возрасту ребенка проводится по 4 показаниям, отражающим особенности социальных контрактов и развитие определенных психических функций. Показатели являются итогом взаимодействия биологических и длительно действующих социальных факторов.

Мышление и речь - характеризуют развитие интеллекта ребенка и одновременно отражают общий уровень его психического развития.

Моторное развитие - характеризует развитие движений ребенка: общих (т.е. всего тела) и ручных. Косвенно моторное развитие отражает состояние центральной нервной системы: дети, имеющие отклонения в поведении, нередко имеют отклонения в моторном развитии.

Внимание и память - характеризуют способность ребенка к сосредоточению внимания, устойчивость внимания, способность к запоминанию и воспроизведению информации (кратковременная и долговременная память).

Социальные контакты - характеризуют способность ребенка к общению, умению согласовать свои желания и потребности с желаниями и потребностями других детей; способность к совместной деятельности с другими детьми.

Большинство показателей нервно-психического развития определяется по "Анкете для выявления особенностей поведения детей 4-6 лет", кроме определения развития мышления к речи и общей моторики. При необходимости развитие ручной моторики также может быть проверено медицинской сестрой или врачом.

При наличии отклонений в разделе "Нервно-психическое развитие" напротив соответствующего показателя делается запись: "с отклонением". Медицинской сестрой и врачом определяются только отклонения в НПР, а их квалификация (задержка или нарушение) дается специалистом психоневрологом.

Для оценки показателя "Мышление" медицинская сестра КЗР имеет:

· набор сюжетных картинок (2-3) из книжек для старшего дошкольного возраста; для определения умения ребенка составить рассказ по картинке;

· набор карточек с изображением зверей, птиц, ягод, посуды, мебели; одежды и др. (5-6) для определения умения классифицировать предметы.

Примеры сюжетов: лес, вечер, мальчик сидит на дереве, внизу сидят волки. Мальчик провалился в прорубь и зовет на помощь, другой протягивает ему палку.

Примерные схемы рассказов:

Сюжет 1. Мальчик пошел в лес (за хворостом, с другими детьми на прогулку) и отстал, заблудился. На него напали волки и он залез на дерево. Окончание рассказа: волки убежали, и мальчик благополучно ушел домой, пришли взрослые и прогнали волков, мальчик сам справился с волками (неважно каким способом).

Сюжет 2. Мальчик пошел через речку (он очень спешил, шел в школу и др.) и случайно провалился в прорубь (лед провалился под ним и др.). Он зовет на помощь. Ему поможет его друг, который уже протягивает палку (лыжу), чтобы выручить его (или придут взрослые и вытащат мальчика).

Особое внимание следует обратить на детей, которые предпочитают рассказы с неблагоприятным окончанием (мальчик погибает), т.к. это является существенным признаком негативных тенденций в развитии личности ребенка или о крайне неблагополучных условиях его воспитания. Наиболее благоприятный ответ - когда в рассказе ребенка герой сам находит выход из бедственного положения или при минимальном участии других лиц.

Для проверки умения группировать предметы по классам ребенку предлагается набор карточек, относящихся к какому-то одному классу, и туда вкладывается одна карточка другого класса. Например, к 5 карточкам с изображением мебели добавляется карточка с изображением посуды и т.д. Инструкция: посмотри, какая карточка лишняя?

Сначала ребенку предлагают наиболее сложный вариант: мебель - посуда, или звери - птицы, или одежда - посуда. Если он справился с заданием, на этом тестирование заканчивается. Если нет - предлагается более легкий вариант: мебель - звери или посуда - птицы и т.д. В случае, если ребенок справился со вторым заданием, считается, что функция развивается без отклонений.

Отклонения в моторном развитии фиксируются независимо от того, относятся они к общей или тонкой (ручной) моторике.

Для определения состояния внимания и памяти, а также социальных контактах вопросы для всех трех возрастов совпадают.

Рекомендации по коррекции выявленных отклонений даются в соответствии с приложением. В связи с тем, что показатели являются итогом взаимодействия биологических и длительно действующих социальных факторов, характер рекомендаций зависит от фактора, определяющего то или иное отклонение.

Медицинская сестра осуществляет контроль за выполнением в семье медико-педагогических рекомендаций по коррекции поведения и нервно-психического развития ребенка.

Наряду с рекомендациями по коррекции нервно-психического развития приложение включает рекомендации по коррекции поведения ребенка. Особенности поведения определяются по первым 4 пунктам "Анкеты для выявления особенностей поведения детей 4 - 6 лет". Считается, что ребенок развивается с отклонениями в вегетативном, эмоциональном или психомоторном статусе, или формировании личности, если отмечен хотя бы один признак по каждому из этих пунктов.

Оценка методов исследования нервной системы

Возраст 4 года

показатели

соответствует норме

с отклонениями

Мышление и речь

Умеет группировать предметы по классам: мебель,посуда,одежда,животные, птицы и т.п

Группирует предметы по не существующему признаку: например, цвету

моторика

Общая: умеет подпрыгивать одновременно на двух ногах: на месте и продвигаясь вперед.

Ручная: всегда или иногда застегивает пуговицы самостоятельно. Всегда или иногда самостоятельно завязывает шнурки

Не умеет подпрыгивать на месте и продвигаясь вперед: отталкивается одной ногой или не отрывается от пола.

Никогда не застегивает пуговицы и не завязывает шнурки самостоятельно

Внимание и память

Внимателен, собран. Стихи, соответствующие возрасту, запоминает быстро, прочно или медленно, после многих повторений, но в целом успешно

Рассеян, невнимателен, часто “отключается”. С трудом и непрочно запоминает стихи

Социальные контакты

Умеет играть с другими детьми, не ссорясь и соблюдая правила игры

Часто ссорится с детьми, обижается, дерется. Избегает других детей, любит играть в одиночестве. Не имеет друзей в детском саду, во дворе

Психическое здоровье

Без отклонений.

Наличие отклонений самато-вегетативного эмоционального, психомоторного характера

Возраст 5 лет

Мышление и речь

Умеет составить по картинке рассказ в несколько предложений. Правильно отвечает на вопрос, как герой попал в данную ситуацию

Составляя рассказ, не может ответить на вопрос, как герой попал в данную ситуацию. Не понимает смысла картинки, перечисляя действия героя вместо сюжета картинки

моторика

Умеет прыгать на одной ноге на месте продвигаясь вперед. Одевается и раздевается самостоятельно всегда или почти всегда

Не умеет прыгать на одной ноге. Никогда полностью не одевается и не раздевается самостоятельно или делает это очень редко

Внимание и память

Внимателен, собран. Стихи, соответствующие возрасту, запоминает быстро, прочно или медленно, после многих повторений, но в целом успешно

Рассеян, невнимателен, часто отвлекается,” отключается". С трудом и непрочно запоминает стихи

Социальные контакты

Умеет играть с другими детьми, не ссорясь и соблюдая правила игры

Часто ссорится с детьми, обижается, дерется. Избегает других детей, любит играть в одиночестве. Не имеет друзей в детском саду, во дворе

Психическое здоровье

Без отклонений.

 

Наличие отклонений самато-вегетативного эмоционального, психомоторного характера

 

 

Возраст 6 лет.

Мышление и речь

 

Умеет составить по картинке рассказ с развитие сюжета, отразив в нем события прошлого настоящего и будущего. Допустимы наводящие вопросы.

При рассказе сюжета не может ответить на вопрос, как герой попал в данную ситуацию чем все завершится

моторика

 

Общая: умеет прыгать в длину с места с результатом не менее 70 см.

Ручная: умеет аккуратно закрасить круг диаметром 2 см не более чем за 70 секунд

Не умеет прыгать в длину с места или показывает результат меньше 70 см.

Не аккуратно закрашивает круг (часто и грубо пересекает линию, много белых пробелов) или тратит на это 70 секунд

Внимание и память

 

Внимателен, собран. Стихи, соответствующие возрасту, запоминает быстро, прочно или медленно, после многих повторений, но в целом успешно

 

Рассеян, невнимателен, часто отвлекается,” отключается". С трудом и непрочно запоминает стихи

 

Социальные контакты

 

Умеет играть с другими детьми, не ссорясь и соблюдая правила игры

 

Часто ссорится с детьми, обижается, дерется. Избегает других детей, любит играть в одиночестве. Не имеет друзей в детском саду, во дворе

Психическое здоровье

 

Без отклонений.

 

 

Наличие отклонений самато-вегетативного эмоционального, психомоторного характера

 

 

Оценка рекомендации специалистов.

Педиатр (участковый, дошкольного учреждения, школы) обобщает результаты всех этапов профилактического осмотра, включая дополнительные консультации и обследования по показаниям, и дает заключение по следующему алгоритму:

I. Оценка здоровья:

1.оценка физического развития;

2.оценка нервно-психического развития;

3.диагноз;

4.комплексная оценка состояния здоровья (определение группы здоровья).

II. Рекомендации:

1.режим;

2.питание;

3.физическое воспитание (виды закаливания, медицинская группа для занятий физкультурой в школе, допуск к занятиям спортом и др.);

4.задачи воспитания и обучения;

5.допуск к трудовому обучению и врачебно-профессиональное заключение (для школьников средних и старших классов);

6.заключение о возможности выполнения профилактических прививок (или медицинских противопоказаниях);

7лечебно-оздоровительные мероприятия;

8.порядок и кратность наблюдения педиатром, врачами-специалистами (детям группы риска, с функциональными отклонениями, хроническими заболеваниям

Рекомендация родителям

1. Постарайтесь быть более внимательными к своему ребенку, проявляйте больше любви, тепла и ласки, чаще говорите ему, что вы его любите и скучаете без него.

2. Помните о том, что у вашего ребенка тоже есть свои проблемы. Дайте ему возможность выговориться, обсудить вместе с вами то, что его тревожит и огорчает. Каждый день выделяйте время для беседы с ребенком, чтобы он мог рассказать вам о том, что произошло за день, спокойно обсудите с ним сложные конфликтные ситуации, объясните, как надо поступать в этом или ином случае, помогите понять причины поступков других людей. Например: «Сережа, вероятно, сломал твой карандаш не нарочно, он случайно уронил его на пол. Не надо было драться из – за этого с Сережей. Он не хотел этого. Да и карандаш можно было отточить». Важно помнить, что с ребенком 6 – 7 лет можно рассуждать, он в состоянии понять ваши доводы, анализировать вместе с вами ситуацию. Главное при этом при этом – с пониманием и уважением относиться к проблемам ребенка, не считать их чем – то несерьезным, вести разговор спокойно и доверительно, а не на повышенных тонах в форме назиданий.

3. Заведите традицию беседовать с ребенком перед сном. Когда малыш в постели, присядьте рядом, погладьте его по голове, возьмите его ладошки в свои руки и спокойно поговорите, о чем – то приятном. Избегайте при этом бурных проявлений эмоций, не нужно, чтобы ребенок пере возбуждался перед сном. Поговорите о будущей поездке в выходные дни или летом. Пусть ваш ребенок засыпает с приятными мыслями и переживаниями. Если ему трудно заснуть, помогает теплая грелка, положенная к ногам, можно разрешить взять любимого мишку или зайчика. Если на ребенка успокаивающе действует вода, полезны перед сном душ или ванна.

4. Никогда не высказывайте в присутствии ребенка – дошкольника своих опасений относительно начала его обучения в школе, не пугайте школой. Ваша тревога и опасения обязательно передадутся ребенку, послужат причиной формирования «школьной тревожности» – устойчивого состояния тревоги и страха в отношении всего, что связано со школой и учением.

5. Не срывайтесь и не кричите на ребенка. Даже если он совершил что – то, на ваш взгляд, ужасное, держите себя в руках, старайтесь говорить ровным, спокойным голосом. Дети, чьи родители постоянно кричат и ругаются, перестают их слышать. Для начала введите один «разгрузочный» день в неделю. В этот день дайте себе слово. Что не будете кричать на ребенка и ругать его, даже если он перевернет все вверх дном. Будьте с ним спокойны и выдержаны в этот день. Если получится, можно устраивать такие дни чаще, с тем чтобы постепенно отвыкнуть разговаривать с ребенком на повышенных тонах. Вы заметите, что он начинает вас «слышать», легче понимает и выполняет ваши требования.

6. Пересмотрите свои требования к ребенку, всегда ли они обоснованы, не слишком ли много вы хотите от него? Полезно вспомнить себя в этом возрасте и «пропустить» требования к своему ребенку через собственные детские переживания. Только при этом постарайтесь быть объективными. Взрослым свойственно идеализировать свое прошлое.

7. Большое значение для лечения и профилактики неврозов имеет правильный режим для ребенка. Здесь необходимо запомнить три важных правила:

Правило 1. У ребенка должен быть полноценный сон. Несмотря ни на что, в 9 часов вечера его необходимо укладывать в кровать. Длительность ночного сна должна составлять 9 – 10 часов. Для детей с неустойчивой нервной системой полезен дневной сон в течение 1 – 1,5 часов. Шумные игры, излишне эмоциональные развлечения перед сном следует исключить.

Правило 2. Ребенку необходимы продолжительные ежедневные прогулки на свежем воздухе, подвижные игры и упражнения. Хорошо, если вы найдете возможность гулять вместе с ним: общение с вами ему также необходимо.

Правило 3. Не позволяйте ребенку подолгу сидеть перед телевизором, часами играть в видео игры. Кровавые боевики и фильмы ужасов – не для вашего ребенка, их нужно полностью исключить. Если вы купили видеодиск с новым фильмом, сначала просмотрите его сами и решите, стоит ли показывать это ребенку.

 

 

11 октября 2019 в 10:58

Сайт размещён на портале МААМ. Используя МААМ принимаете Соглашение и Обработку данных.