Чернобаевский детский сад;;Березка

Дополнительная образовательная программа 2019г "Цветные ладошки"старшая группа 2019г

Парциальная программа
 
«Цветные ладошки»
Старшая группа
(Программа составлена на основе Программы художественного воспитания, обучения и развития детей 2-7 лет Лыковой И.А.)
 

 
Воспитатель
Волобуева Н.Д.
 
 

 

 

 

2019- 2020 уч. Год




Пояснительная записка

   В современной эстетико-педагогической литературе сущность художествен­ного воспитания понимается как форми­рование эстетического отношения пос­редством развития умения понимать и создавать художественные образы.

Художественный образ лежит в осно­ве передаваемого детям эстетического опыта и является центральным, связую­щим понятием в системе эстетических знаний. Эстетическое отношение может быть сформировано только в установке на восприятие художественных образов и выразительность явлений.

В эстетическом развитии детей цент­ральной является способность к воспри­ятию художественного произведения и самостоятельному созданию вырази­тельного образа, который отличается оригинальностью (субъективной новиз­ной), вариативностью, гибкостью, под­вижностью... Эти показатели относятся как к конечному продукту, так и к харак­теру процесса деятельности, с учётом индивидуальных особенностей и возра­стных возможностей детей.

Художественная деятельность - спе­цифическая по своему содержанию и формам выражения активность, нап­равленная на эстетическое освоение мира посредством искусства.

Художественная деятельность - веду­щий способ эстетического воспитания де­тей дошкольного возраста, основное средство художественного развития детей с самого раннего возраста. Следователь­но, художественная деятельность высту­пает как содержательное основание эсте­тического отношения ребёнка, представ­ляет собой систему специфических (худо­жественных) действий, направленных на восприятие, познание и создание художе­ственного образа (эстетического объекта) в целях эстетического освоения мира.

Изучение психологического механиз­ма развития способности восприятия ху­дожественных образов (Венгер Л.А., За­порожец А.В.) привело к выводу о взаи­мосвязи видимых свойств образа с име­ющимся у ребёнка эстетическим опытом (эстетической апперцепцией). Полнота и точность образов восприятия зависят, в связи с этим, от овладения детьми вы­разительными средствами и эстетичес­кими эталонами, которые ребёнок прис­ваивает так же, как всю духовную куль­туру (Выготский Л.С, Мухина B.C.) и от уровня владения операциями по соотне­сению их со свойствами художественно­го объекта.

Дошкольник в своём эстетическом развитии проходит путь от элементарно­го наглядно-чувственного впечатления до возможности создания оригинально­го образа адекватными выразительными средствами. Движение от простого об­раза-представления к эстетическому обобщению, от восприятия цельного об­раза как единичного к осознанию его внутреннего смысла и пониманию ти­пичного осуществляется под влиянием взрослых, передающих детям основы со­циальной и духовной культуры.

Современный взгляд на эстетическое воспитание ребенка предполагает един­ство формирования эстетического отно­шения к миру и художественного разви­тия средствами разных видов изобрази­тельного и декоративно-прикладного искусства в эстетической деятельности.

Цель и задачи Программы художественного воспитания, обучения и развития детей 2-7 лет «Цветные ладошки»

Цель программы - формирование у детей раннего и дошкольного воз­раста эстетического отношения и ху­дожественно-творческих способнос­тей в изобразительной деятельности.

Основные задачи:

1. Развитие эстетического восприятия художественных образов (в произве­дениях искусства) и предметов (явле­ний) окружающего мира как эстети­ческих объектов.

2.Создание условий для свободного экспериментирования с художествен­ными материалами и инструментами.

3. Ознакомление с универсальным «язы­ком» искусства - средствами художе­ственно-образной выразительности.

4.  Амплификация (обогащение) индиви­дуального художественно-эстетичес­кого опыта (эстетической апперцеп­ции): «осмысленное чтение» - расп­редмечивание и опредмечивание -художественно-эстетических объек­тов с помощью воображения и эмпатии (носителем и выразителем эстети­ческого выступает цельный художест­венный образ как универсальная ка­тегория); интерпретация художест­венного образа и содержания, заклю­чённого в художественную форму.

5. Развитие художественно-творческих способностей в продуктивных видах детской деятельности.

6. Воспитание художественного вкуса и чувства гармонии.

7. Создание условий для многоаспект­ной и увлекательной активности де­тей в художественно-эстетическом ос­воении окружающего мира.

8.Формирование эстетической картины мира и основных элементов «Я - концепции-творца».

Дидактические принципы построения и реализации

 Программы «Цветные ладошки»

Общепедагогические принципы,

обусловленные единством учебно-вос­питательного пространства ГОУ:

принцип культуросообразности: пост­роение и/или корректировка универ­сального эстетического содержания

программы с учётом региональных культурных традиций;

принцип сезонности: построение и/или корректировка познавательно­го содержания программы с учётом природных и климатических особен­ностей данной местности в данный момент времени;

принцип систематичности и после­довательности: постановка и/или корректировка задач эстетического воспитания и развития детей в логи­ке «от простого к сложному», «от близкого к далёкому», «от хорошо из­вестного к малоизвестному и незна­комому»;

принцип цикличности: построение и/или корректировка содержания программы с постепенным усложне­ние и расширением от возраста к воз­расту;

принцип оптимизации и гуманизации учебно-воспитательного процесса;

принцип развивающего характера ху­дожественного образования;

принцип природосообразности: пос­тановка и/или корректировка задач художественно-творческого развития детей с учётом «природы» детей -возрастных особенностей и индиви­дуальных способностей;

принцип интереса: построение и/или корректировка программы с опорой на интересы отдельных детей и детс­кого сообщества (группы детей) в це­лом.

Специфические принципы, обуслов­ленные особенностями художественно-эстетической деятельности:

  принцип эстетизации предметно-развивающей среды и быта в целом;

  принцип культурного обогащения (амплификации) содержания изобра­зительной деятельности, в соответ­ствии с особенностями познаватель­ного развития детей разных возрас­тов;

 принцип взаимосвязи продуктивной деятельности с другими видами детской активности;

принцип интеграции различных ви­дов изобразительного искусства и ху­дожественной деятельности;

принцип эстетического ориентира на общечеловеческие ценности (вос­питание человека думающего, чувствующего, созидающего, рефлек­тирующего);

принцип обогащения сенсорно-чувственного опыта;

принцип организации тематического пространства (информационного по­ля) - основы для развития образных представлений;

принцип взаимосвязи обобщённых представлений и обобщённых спосо­бов действий, направленных на созда­ние выразительного художественного образа;

принцип естественной радости (ра­дости эстетического восприятия, чувствования и деяния, сохранение непосредственности эстетических ре­акций, эмоциональной открытости).

В программе художественного воспи­тания дошкольников «Цветные ладош­ки» сформулированы педагогические ус­ловия, необходимые для эффективного художественного развития детей дош­кольного возраста, а именно:

1) формирование эстетического отноше­ния и художественных способностей в активной творческой деятельности детей;

2) создание развивающей среды для за­нятий по рисованию, лепке, апплика­ции, художественному труду и самос­тоятельного детского творчества;

3) ознакомление детей с основами изоб­разительного и народного декоратив­но-прикладного искусства в среде му­зея и дошкольного образовательного учреждения.

Эстетическое отношение ребёнка к окружающему миру являет собой целую систему его индивидуальных, избира­тельных связей с эстетическими качест­вами предметов и явлений действитель­ности. В эстетическое отношение ребён­ка входит его эмоциональный отклик на прекрасное (красивое, привлекатель­ное), добрые чувства, его творческая де­ятельность, посильное стремление к пре­образованию окружающего по законам красоты, а также к оценке красивых, гар­моничных сочетаний красок, звуков, рифм и т.д. Эстетический компонент оказывает существенное влияние на ус­тановление ведущих звеньев структуры личности в целом.

Для более чёткой ориентировки важ­но построить модель эстетического от­ношения детей к окружающему миру, ко­торая в лаконичной (схематичной) фор­ме отразит комплекс взаимосвязанных компонентов художественного развития ребёнка. Такая модель поможет распоз­навать и формировать процесс художе­ственно-творческого развития детей с учётом возрастных и индивидуальных особенностей.

Модель эстетического отношения включает три ведущих компонента, каж­дый из которых, в свою очередь, являет­ся многосторонним явлением.

1. Способность эмоционального пере­живания.

Ребёнок не только видит, но и ощуща­ет, чувствует художественный образ, яв­ляясь как бы соучастником событий и явлений, передаваемых художественным произведением. Эмпатия и эмоциональ­ное переживание возникают и проявля­ются в меру возрастных и индивидуаль­ных возможностей детей, они же спосо­бствуют развитию мотивационной уста­новки на активное участие в художест­венной деятельности. Эмоционально-эстетическое переживание возникает на основе специфики воздействия искус­ства в разных его проявлениях. Сначала это ориентировочное действие, затем возникновение интересов и предпочте­ний, на основе которых формируется нравственно-эстетическая направлен­ность.

2.Способность к активному усвоению художественного опыта (эстети­ческой апперцепции), к самостоя­тельной творческой деятельнос­ти, к саморазвитию и эксперимен­тированию (поисковым действиям). Общеизвестно, что художественный

опыт передаётся ребёнку в различных направлениях и видах творческой дея­тельности. Ребёнок приобретает основы знаний и представлений о различных видах искусства, начинает осваивать их «язык» - изобразительно-выразитель­ные средства. На этой основе у ребёнка формируются практические художест­венные умения и в результате - склады­вается опыт художественно-творческой деятельности. Педагогу важно знать, что наиболее важными в эстетическом опы­те являются способности, которые поз­воляют ребёнку самостоятельно перено­сить свой опыт (уже знакомое и освоен­ное под руководством взрослого или в сотворчестве с ним) в новые условия и самостоятельно применять в творческих ситуациях.

3. Специфические художественные и творческие способности (восприя­тие, исполнительство и творчество).

В эстетическом воспитании ведущая деятельность детей - художественная. Развивающий характер эстетического воспитания состоится при условии овла­дения детьми обобщёнными (типичны­ми) и самостоятельными способами ху­дожественной деятельности, необходи­мыми и достаточными во всех видах ху­дожественной деятельности.

Методы эстетического воспитания:

  метод пробуждения ярких эстетичес­ких эмоций и переживаний с целью овладения даром сопереживания;

метод побуждения к сопереживанию, эмоциональной отзывчивости на прекрасное в окружающем мире;

метод эстетического убеждения (По мысли А.В. Бакушинского «Форма, ко­лорит, линия, масса и пространство, фактура должны убеждать собою не­посредственно, должны быть самоцен­ны, как чистый эстетический факт».);

метод сенсорного насыщения (без сен­сорной основы немыслимо приобще­ние детей к художественной культуре);

метод эстетического выбора («убеж­дения красотой»), направленный на формирование эстетического вкуса;

метод разнообразной художествен­ной практики;

метод сотворчества (с педагогом, на­родным мастером, художником, свер­стниками);

метод нетривиальных (необыденных) творческих ситуаций, пробуждающих интерес к художественной деятель­ности;

метод эвристических и поисковых си­туаций.

Интеграция разных видов изобрази­тельного искусства и художественной дея­тельности детей на основе принципа взаи­мосвязи обобщённых представлений (ин­теллектуальный компонент) и обобщён­ных способов действий (операциональ­ный компонент) обеспечивает оптималь­ные условия для полноценного развития художественно-эстетических способностей детей в соответствии с их возрастными и индивидуальными возможностями.

Авторская программа художественно­го воспитания и развития детей 2-7 лет «Цветные ладошки» включает система­тизированный комплекс учебно-методи­ческих изданий и современного нагляд­ного материала (демонстрационного и раздаточного).

 К учебно-методическим изданиям относятся разработки занятий по изоб­разительной деятельности и художест­венному труду для всех возрастных групп детского сада. Для каждой возра­стной группы издан отдельный сборник «Изобразительная деятельность в детс­ком саду: планирование, конспекты, за­нятия, методические рекомендации», включающий примерное планирование занятий по рисованию на учебный год и конкретные разра­ботки занятий с иллюстрациями, предс­тавляющими варианты образов и компо­зиций, а также основные способы и при­ёмы создания выразительного образа.

К наглядно-методическим изданиям относятся:

тематические плакаты для обогаще­ния восприятия детей, уточнения их представлений об окружающем мире («Осень», «Зима», «Весна», «Лето»; «Фрукты», «Овощи»; «Наш луг», «Ело­вый лес» и пр.);

дидактические плакаты для развития чувства формы, цвета, композиции и т.д. («Радуга», «Цветные пейзажи», «Цветные натюрморты» и т.д.);

незавершённые композиции для выс­тавочных коллективных работ по сю­жетному рисованию («Заюшкин огород», «Кошки на окош­ке», «Праздничная ёлочка», «Витрина магазина» и т.д.);

серия альбомов для детского художе­ственного творчества «Наш верни­саж» («Дымковская игрушка», «Фили-моновская игрушка», «Изразцы», «Пи­санки»).

Изобразительная деятельность в старшей группе

Задачи художественно-творческого развития детей 5-6 лет

Дошкольник в своём эстетическом развитии проходит путь от элементарно­го наглядно-чувственного впечатления до создания оригинального образа (ком­позиции) адекватными изобразительно-выразительными средствами. Движение от простого образа-представления к эс­тетическому обобщению, от восприятия цельного образа как единичного к осо­знанию его внутреннего смысла и пони­манию типичного осуществляется под влиянием взрослых, передающих детям основы культуры.

Исходя из этого, воспитатель ставит перед собой и творчески реализует це­лый комплекс взаимосвязанных задач.

  Знакомить детей с произведениями разных видов искусства (живопись, графика, народное и декоративно-прикладное искусство, архитектура) для обогащения зрительных впечатле­ний, формирования эстетических чувств и оценок.

Обращать внимание детей на образ­ную выразительность разных объек­тов в искусстве, природном и бытовом окружении (вещи, созданные руками народных умельцев, архитектурные сооружения, природные ландшафты, специально оформленные помеще­ния, мебель, посуда, одежда, игрушки, книги и т.п.); учить замечать общие очертания и отдельные детали, кон­тур, колорит, узор; показывать, из ка­ких деталей складываются многофи­гурные композиции, как по-разному выглядит с разных сторон один и тот же объект.

Поощрять детей воплощать в художе­ственной форме свои представления, переживания, чувства, мысли; под­держивать личностное творческое на­чало.

Обогащать содержание изобразитель­ной деятельности в соответствии с за­дачами познавательного и социального развития детей старшего дошкольного возраста; инициировать выбор сюже­тов о семье, жизни в детском саду, а также о бытовых, общественных и при­родных явлениях (воскресный день в семье, детский сад на прогулке, про­фессии близких взрослых, любимые праздники, средства связи в их атри­бутном воплощении, ферма, зоопарк, лес, луг, аквариум, герои и эпизоды из любимых сказок и мультфильмов).

Учить детей грамотно отбирать содер­жание рисунка («населять» лес, водоём, пустыню со­ответствующими обитателями, на лугу изображать ромашки, васильки, коло­кольчики, а в саду - розы, астры, тюльпаны).

Поддерживать желание передавать ха­рактерные признаки объектов и явле­ний на основе представлений, полу­ченных из наблюдений или в результа­те рассматривания репродукций, фото­графий, иллюстраций в детских книгах и энциклопедиях (у золотого петушка разноцветный хвост, ярко-красный гребень и бородка); отражать в своих работах обобщённые представления о цикличности изменений в природе (пейзажи в разное время года).

Совершенствовать изобразительные умения во всех видах художественной деятельности: продолжать учить пере­давать форму изображаемых объектов, их характерные признаки, пропорции и взаимное размещение частей; переда­вать несложные движения (птичка ле­тит, кукла пляшет, кошка подкрадыва­ется к мышке, спортсмен бросает мяч рукой или отбивает ногой), изменяя статичное положение тела или его час­тей (приподнятые крылья, поднятые или расставленные в стороны руки; со­гнутые в коленях ноги); при создании сюжета передавать несложные смыс­ловые связи между объектами, ста­раться показать пространственные взаимоотношения между ними (рядом, сбоку, вверху, внизу), используя для ориентира линию горизонта.

Поддерживать стремление самостоя­тельно сочетать знакомые техники, помогать осваивать новые, по собст­венной инициативе объединять раз­ные способы изображения

Формировать представления о худо­жественных ремеслах (резьба и рос­пись по дереву, гончарное дело, тка­чество, ковроделие и т.п.), знания о том, какими материалами и инстру­ментами пользуются мастера.

совершенствовать тех­нику гуашевыми красками (смешивать краски, чтобы получать новые цвета и оттенки; легко, уверенно пользоваться кистью - умело проводить линии в раз­ных направлениях, в декоративном ри­совании создавать элементы узора всем ворсом кисти или концом); учить рисо­вать акварельными красками; показать возможность цветового решения одного образа с помощью нескольких цветов или их оттенков.

Перспективное тематическое планирование занятий по изобразительной деятельности в старшей группе (5-6 лет)

Месяц

Название занятия

Задачи занятия

Сентябрь

«Весёлое лето»

 

 

 

«Летняя палитра»

 

 

«Деревья в нашем парке»

 

 

«Кошки на окошке»

Рисование простых сюжетов с передачей движений, взаимодействий и отношений между персонажами.

 Создание беспредметных (абстрактных) композиций; составление летней цветовой палитры.

Рисование лиственных деревьев по представлению с передачей характерных особенностей строения ствола и кроны.

Создание композиций из окошек с симметричными силуэтами кошек и декоративными занавесками разной формы.

Октябрь

«Осенний натюрморт»

 

 

 

«Осенние листочки»

 

 

«Игрушка дымковская»

 

 

«Нарядные лошадки»

 

 

Рисование овощей по их описанию в загадках и шуточном стихотворении; развитие воображения.

Рисование осенних листьев с натуры, передавая их форму карандашом и колорит - акварельными красками.

 Знакомство с дымковской игрушкой как видом народного декоративно-прикладного искусства.

Декоративное оформление вылепленных лошадок по мотивам дымковской игрушки (кругами, пятнами, точками, прямыми линиями и штрихами).

Ноябрь

«Золотая хохлома»

«Белая берёзка»

«Лиса-кумушка»

«Чудесные превращения кляксы»

Знакомство детей с «золотой хохломой», рисование узоров из растительных элементов (травка, Кудрина, ягоды, цветы) по мотивам хохломской росписи.

 Рисование осенней берёзки по мотивам лирического стихотворения; гармоничное сочетание разных изобразительных техник

Создание парных иллюстраций к разным сказкам: создание контрастных по характеру образов одного героя; поиск средств выразительности.

Свободное экспериментирование с разными материалами и инструментами: опредмечивание -«оживление» необычных форм.

Декабрь

«Белая берёза под моим окном…»

«Волшебные снежинки»

«Еловые веточки»

«Кошка с котятами»

Изображение зимней (серебряной) берёзки по мотивам лирического стихотворения; гармоничное сочетание разных изобразительных техник.

 Построение кругового узора из центра, симметрично располагая элементы на лучевых осях или по концентрическим кругам.

 Рисование еловой ветки с натуры; создание коллективной композиции «рождественский венок»

Учить детей рисовать пушистый мех животного с помощью жёсткой кисти. Учить составлять композицию, учитывая передний и задний план. Развивать наблюдательность, самостоятельность, творческую активность

Январь

«Весёлый клоун»

«Весело качусь я под гору в сугроб» (2 занятия)

«Сказочная гжель»

Рисование выразительной фигуры человека в контрастном костюме -в движении и с передачей мимики (улыбка, смех).

Развитие композиционных умений (рисование по всему листу бумаги с передачей пропорциональных и пространственных отношений).

Познакомить детей с традиционным русским промыслом- «гжельская керамика»; освоить простые элементы росписи (прямые линии различной толщины, точки, сеточки). Воспитывать уважение к народным умельцам.

Февраль

«Наша группа»

«Волшебные цветы»

«Папин портрет»

«Милой мамочки портрет»

Отражение в рисунке личных впечатлений о жизни в своей группе детского сада; сотворчество и сотрудничество.

 Рисование фантазийных цветов по мотивам экзотических растений; освоение приёмов видоизменения и декорирования лепестков и венчиков.

Рисование мужского портрета с передачей характерных особенностей внешнего вида, характера и настроения конкретного человека (папы, дедушки, брата, дяди

 Рисование женского портрета с передачей характерных особенностей внешнего вида, характера и настроения конкретного человека.

Март

«Солнышко нарядись»

 

 

«Солнечный цвет»

«Дымковская барышня»

«Весеннее небо»

Рисование солнышка по мотивам декоративно-прикладного искусства и книжной графики (по иллюстрациям к народным потешкам и песенкам).

Экспериментальное (опытное) освоение цвета; расширение цветовой палитры «солнечных» оттенков.

 Декоративное оформление вылепленных фигурок по мотивам дымковской игрушки (кругами, пятнами, точками, штрихами.

Свободное экспериментирование с акварельными красками и разными художественными материалами: рисование неба способом цветовой растяжки «по мокрому».

Апрель

«Я рисую море»

«Морская азбука»

«Превращения камешков»

«Наш аквариум»

Свободное экспериментирование с акварельными красками и разными художественными материалами: рисование неба способом цветовой растяжки «по мокрому.

Изготовление коллективной азбуки на морскую тему: рисование морских растений и животных, названия которых начинаются на разные буквы алфавита.

Создание художественных образов на основе природных форм (камешков). Освоение разных приёмов рисования на камешках различной формы.

 

Составление гармоничных образов ры­бок из отдельных элементов (кругов, овалов, треугольников).

Май

«Зелёный май»

 

«Радуга-дуга»

 

 

«Неприбранный стол»

 

 

 

 

«Рисуем музыку»

Экспериментальное (опытное) освоение цвета; развитие творческого воображения, чувства цвета и композиции; расширение «весенней» палитры. Воспитание художественного интереса к природе, отображению представлений и впетчатлений от общения с ней в изодеятельности.

 

Самостоятельное и творческое отражение представлений о красивых природных явлениях разными изобразительно-выразительными средствами. Воспитание художественного интереса к природе, отображению представлений и впечатлений от общения с ней в изо деятельности.

 Закрепить знания о жанре живописи- натюрморте. Учить детей рассматривать натуру, сравнивая длину, ширину, цвет, форму предметов. Учить делать подготовительный набросок, т.е. строить рисунок, намечая основные контурные очертания простым карандашом; затем закрашивать акварельными красками.

 Продолжать развивать творческую активность и воображение детей.

 Учить ассоциировать музыку со своим настроением, называть своё душевное состояние и выражать его на бумаге при помощи цветовых пятен, линий, образов. Закреплять умение детей смешивать цвета.

23 сентября 2019 в 21:03

Сайт размещён на портале МААМ. Используя МААМ принимаете Соглашение и Обработку данных.