Чернобаевский детский сад;;Березка
|
программа по сохранению и укреплению здоровья воспитанников 2019гПрограмма по сохранению и укреплению здоровья дошкольников в Чернобаевском д/с «Березка»
Актуальность программы Здоровье – необходимое условие для гармоничного развития личности. И если недостаток образования можно восполнить, то подорванное здоровье восстановить значительно труднее, а нарушенное в детском возрасте – зачастую уже невозможно. Проблема оздоровления детей из чисто медицинской переросла в большую социальную и стала одним из направлений государственной политики. Вся работа, производимая в рамках программы по сохранению, укреплению здоровья и формирования навыков здорового образа жизни дошкольников, должна проводиться комплексно, целенаправленно и систематично. Актуальность проблемы предупреждения различных заболеваний определяется высокой заболеваемостью детей дошкольного возраста, отрицательным влиянием повторных случаев на их состояние здоровья, формированием рецидивирующей и хронической патологии. Возможность постоянного поиска путей укрепления здоровья детей, формирование у них основ здорового образа жизни, разностороннего развития двигательных способностей убеждает в том, что до настоящего времени в ДОУ не полностью реализуется оздоровительное влияние физического воспитания, естественных факторов природы на организм ребенка. Поэтому актуален поиск новых средств сохранения и укрепления здоровья детей. В результате этого в Чернобаевском детском саду «Березка» была разработана программа по физическому развитию и оздоровлению детей в дошкольном учреждении. Программа комплексно подходит к решению проблемы сохранения, укрепления и коррекции здоровья детей. Для реализации программы в детском саду имеются следующие условия: · Ребристые доски, мячи, обручи, канаты и другим необходимым оборудованием. Количество и качество спортивного инвентаря и оборудования помогает обеспечивать высокую моторную плотность физкультурных занятий; · библиотека методической литературы для организации эффективной двигательной активности детей, развития основных видов движений; · в каждой возрастной группе дети занимаются как самостоятельно, так и под наблюдением педагогов; Концепция программы
Здоровье детей дошкольного возраста социально обусловлено и зависит от таких факторов, как состояние окружающей среды, здоровье родителей и наследственность, условия жизни и воспитания ребенка в семье, в образовательном учреждении. Значимыми факторами, формирующими здоровье детей, является система воспитания и обучения, включающая физическое воспитание, охрану психического здоровья, а также организацию медицинской помощи. Начинать формировать здоровье нужно в детстве, когда наиболее прочно закладывается опыт оздоровления, когда стимулом является природное любопытство ребенка, желание все узнать и все попробовать, возрастная двигательная активность и оптимизм. Укрепление здоровья детей должно стать ценностным приоритетом всей воспитательно-образовательной работы ДОУ: не только в плане физического воспитания, но и обучения в целом, организации режима, лечебно-профилактической работы, индивидуальной работы по коррекции, личностно-ориентированного подхода при работе с детьми, вооружение родителей основами психолого-педагогических знаний, их просвещение. Особенностью организации и содержания учебно-воспитательного процесса должен стать интегрированный подход, направленный на воспитание у дошкольника потребности в здоровом образе жизни. Основные принципы программы: 1. Принцип научности – подкрепление всех необходимых мероприятий, направленных на укрепление здоровья, научно-обоснованными и практически апробированными методиками. 2. Принцип активности и сознательности – участие педагогов и родителей в поиске новых эффективных методов и целенаправленной деятельности по оздоровлению себя и детей. 3. Принцип комплексности и интегративности – решение оздоровительных задач в системе всего учебно-воспитательного процесса и всех видов деятельности. Цель программы: Сохранение и укрепление физического и психического здоровья детей, совершенствование их физического развития.
Воспитательно-образовательное направление Организация рациональной двигательной активности детей Забота о здоровье детей в нашем ДОУ складывается из создания условий, способствующих благоприятному развитию организма. Наиболее управляемым фактором внешней среды является двигательная нагрузка, влияние которой в пределах оптимальных величин может оказывать целенаправленное воздействие на оздоровление. Двигательная активность – это естественная потребность в движении, удовлетворение которой является важнейшим условием всестороннего развития и воспитания ребенка. Активная двигательная деятельность способствует: · повышению устойчивости организма к воздействию патогенных микроорганизмов и неблагоприятных факторов окружающей среды; · совершенствованию реакций терморегуляции организма, обеспечивающих его устойчивость к простудным заболеваниям; · повышению физической работоспособности; · нормализации деятельности отдельных органов и функциональных систем, также возможной коррекции врождённых или приобретённых дефектов физического развития; · повышению тонуса коры головного мозга и созданию положительных эмоций, способствующих охране и укреплению психического здоровья. Основные принципы организации двигательной активности в детском саду: 1. Физическая нагрузка должна быть адекватна возрасту, полу ребёнка, уровню его физического развития, биологической зрелости и здоровья. 2. Двигательную активность необходимо сочетать с общедоступными закаливающими процедурами. 3. Обязательное включение в комплекс физического воспитания элементов дыхательной гимнастики. 4. Медицинский контроль физического воспитания и оперативная медицинская коррекция выявленных нарушений в состоянии здоровья. 5. Проведение физкультурных мероприятий с учетом медицинских ограничений и сроков, с использованием классических методов и современных технологий. 6. Включение в гимнастику и занятия элементов корригирующей гимнастики для профилактики плоскостопия и нарушения осанки. Формы организации двигательной активности в ДОУ: · физические занятия в зале и на спортивной площадке · утренняя гимнастика · физкультминутки · оздоровительно- игровые, динамические часы, часы двигательного творчества на прогулках и в спортивных центрах в группах · оздоровительный бег · физкультурные досуги, праздники, “Дни здоровья” · индивидуальная работа с детьми по овладению ОВД Пути реализации рациональной двигательной активности детей: - выполнение режима двигательной активности всеми педагогами ДОУ - преобладание циклических упражнений на физкультурных занятиях для тренировки и совершенствования общей выносливости как наиболее ценного оздоровительного качества; - использование игр, упражнений соревновательного характера на физкультурных занятиях. Воспитание у детей культуры здоровья, вооружение знаниями, умениями и навыками для формирования привычки к здоровому образу жизни. Необходимость воспитания физической культуры подчеркивают исследования, подтверждающие, что здоровье человека лишь на 7–8% зависит от успехов здравоохранения и более чем на 60% - от его образа жизни. В связи с этим актуально воспитание культуры здоровья уже в дошкольном детстве. Становление культуры человека обусловлено, прежде всего, процессом воспитания, педагогическим взаимодействием взрослого с ребенком, широким спектром педагогических средств и приемов. Физическая культура здоровья дошкольника состоит из трех компонентов: 1. осознанного отношения к здоровью и жизни человека; 2. знаний о здоровье и умений оберегать, поддерживать и сохранять его; 3. компетентности, позволяющей дошкольнику самостоятельно и эффективно решать задачи здорового образа жизни и безопасного поведения, задачи, связанные с оказанием элементарной медицинской помощи. Для реализации данной задачи предполагается продолжение целенаправленной работы по воспитанию культуры здоровья, формированию привычек к здоровому образу жизни через такие формы работы с детьми, как: · режимные моменты; · тематические занятия познавательной направленности (1 раз в 2 месяца в младших, средних группах, 1 раз в месяц в старших и подготовительных); · физкультурные занятия; · закаливающие процедуры после дневного сна; · организацию и проведение дней Здоровья (1 раз в квартал); Формы работы с родителями: · ежегодные родительские конференции по формированию здорового образа жизни дошкольников · тематические родительские собрания · совместные детско-родительские мероприятия (физкультурные праздники, развлечения и т. п.) Психическое развитие детей и профилактика их эмоционального благополучия.
Психическое здоровье детей обусловливается их полноценным психическим развитием, которое, в свою очередь, предполагает развитие базовых психических процессов дошкольников – восприятия, внимания, памяти, воображения, мышления (анализа, синтеза, обобщения, классификации), речи. Эта задача решается через реализацию образовательной программы ДОУ: - фронтальные занятия с детьми по базисным программам, в структуре и содержании которых уделяется большое внимание развитию речи, мышления, воображения детей; - создание полноценной предметно-развивающей среды в группах; - организацию игровой деятельности детей; · пальчиковая гимнастика; · артикуляционная гимнастика Профилактика эмоционального благополучия детей внашем ДОУ осуществляется в двух основных направлениях: · обеспечение более благоприятного течения периода адаптации вновь прибывших детей, · создание благоприятной эмоциональной обстановки в каждом детском коллективе. Более благоприятное течение периода адаптации вновь прибывших детей обеспечивается через комплекс психолого-педагогических мероприятий: - анкетирование родителей с целью изучения индивидуальных особенностей каждого ребенка; - ведение воспитателями адаптационных листов наблюдений за каждым ребенком; - гибкий графикпоследовательного введения вновь прибывших детей в группу; - постепенное увеличение времени пребывания детей в группе; - использование специальных педагогических приемов (знакомство ребенка с жизнью в детском саду, организация фотовыставки «Моя семья», введение в групповую предметную среду любимых домашних игрушек детей и др.); - создание эмоционального комфорта при укладывании детей на дневной сон; - психолого-педагогическое просвещение родителей (групповые, индивидуальные и стендовые консультации); Создание благоприятной эмоциональной обстановки в каждом детском коллективе обеспечивается через использование форм работы, а также применение психолого-педагогических методов и приемов, направленных на предупреждение нежелательных аффективных проявлений у детей: · диагностика эмоционального благополучия детей через наблюдение, анализ продуктивных видов деятельности детей, использование проективных методик; · обеспечение спокойной обстановки в групповом помещении (избегать чрезмерно громкой речи, оперативно реагировать на конфликтные ситуации между детьми); · подвижные, сюжетно-ролевые игры, драматизация; · обеспечение условий для полноценного дневного сна (режим проветривания, создания спокойной обстановки, соблюдение «ритуалов» подготовки ко сну); · создание ситуации успеха для каждого ребенка на занятиях и в свободной деятельности; · формирование культуры общения детей; · проведение досугов, развлечений, праздников (в т.ч. совместных на возрастных параллелях, с родителями) и др.; · музыкально-оздоровительная работа (предполагает использование на занятиях, следующих здоровье сберегающих технологий: вале логические песенки-распеки, дыхательная и артикуляционная гимнастика, игровой массаж, пальчиковые и речевые игры, музыкотерапия) Для достижения цели в ходе реализации программы решаются следующие задачи: 1. Нормализация негативного состояния детей. 2. Десенсибилизация страхов, снижение тревожности. 3. Развитие уверенности у детей. 4. Формирование навыков общения со взрослыми и детьми. 5. Коррекция поведения с помощью сказкотерапии, формирование адекватных форм поведения. Результативность работы по программам отслеживается диагностикой. В ходе диагностики используются диагностические методы: Опрос воспитателей и родителей по анкетам: 1. «Выявление тревожного ребёнка», 2. «Признаки агрессивности» (Предложены Е.К. Лютовой, Г.Б. Мониной.) 3. Тест тревожности (Р. Тэммл, В. Амен, М. Дорки) 4. Рисуночный метод. Необходимость обучения детей приемам релаксации обусловлена тем, что большинству детей свойственно нарушение равновесия между процессами возбуждения и торможения, повышенная эмоциональность, двигательное беспокойство. Любые, даже незначительные стрессовые ситуации перегружают их слабую нервную систему. Мышечная и эмоциональная раскованность — важное условие для становления естественной речи и правильных телодвижений. Детям нужно дать почувствовать, что мышечное напряжение по их воле может смениться приятным расслаблением и спокойствием. Установлено, что эмоциональное возбуждение ослабевает, если мышцы в достаточной степени расслаблены. Примеры релаксационных упражнений Лечебно-профилактическое направление
Совершенствование системы профилактически-оздоровительной работы. Профилактически-оздоровительная работа в нашем ДОУ должна быть направлена в первую очередь на выполнение правил СанПиН. Большое внимание следует уделить профилактическим мероприятиям: - осуществлять проветривание помещения, в которых пребывают дети, в соответствии с графиком; - дважды в день проводить влажную уборку групповых помещений; - не загромождать групповые и спальные помещения мебелью, коврами; - для обеспечения естественного освещения помещений шторы на окнах должны быть укороченными; - 2 раза в год необходимо выполнять сушку, выморозку постельных принадлежностей (матрацев, подушек, одеял); - 2 раза в год осуществлять чистку ковровых изделий (летом - стирка, зимой - чистка снегом); - правильно осуществлять подбор и расстановку комнатных растений; - своевременно (до начала цветения) производить покос газонов и участков; - соблюдать правила применения и хранения моющих средств; - во время карантинных мероприятий строго придерживаться санпинрежима.
Закаливающие мероприятия
Одним из основных направлений оздоровления детей является использование комплекса закаливающих мероприятий. Закаливание – это активный процесс, представляющий совокупность методов стимуляции скрытых резервов защитных сил организма, их совершенствования, гибкости, универсальности. Закаливающий эффект достигается систематическим, многократным воздействием того или иного закаливающего фактора и постепенным повышением его дозировки. Необходимо осуществлять единыйподход к оздоровительно-закаливающей работе с детьми со стороны всего персонала ДОУ и родителей. Ведущими научно-обоснованными методами эффективного закаливания в нашем ДОУ являются: - контрастные температурные воздействия (контрастно-воздушные и воздушные ванны), которые способствуют развитию и совершенствованию системы физической терморегуляции, плохо функционирующей в первые годы жизни. Обязательным условием проведения воздушных ванн является температура воздуха в помещениях. Для детей дошкольного возраста температура воздуха должна находиться в диапазоне 18-20 градусов в зависимости от большей или меньшей двигательной активности детей и их числа; - босо хождение, которое является эффективным закаливающим средством при условии постепенного его использования детьми; - циклические упражнения в облегченной, не стесняющей движений одежде, на занятиях и прогулках, обладающие хорошим закаливающим и оздоровительным эффектом; Ожидаемые результаты программы «Здоровый дошколёнок»: · снижение уровня заболеваемости; · закрепление оздоровительных мер в виде устойчивого психоматического состояния. · формирование навыков здорового образа жизни. · улучшение физического развития детей (рост, масса тела). · улучшение показателей развития основных физических качеств (силы, быстроты, координации, гибкости) · стабилизация психоэмоционального состояния у детей: -десенсибилизация страхов, снижение тревожности. -развитие уверенности у детей. -формирование навыков общения со взрослыми и детьми. -коррекция поведения с помощью сказкотерапии, формирование адекватных форм поведения. · синхронизация работы полушарий головного мозга. · развитие мышления, памяти, внимания, речи. · нормализация артикуляционной моторики, нормализация тонуса мышц артикуляционного аппарата. · укрепление мелкой моторики рук, развитие координаций движений. · нормализация речевого дыхания и, связанная с ним, плавность речи. · развитие умения изменять высоту и силу голоса.
8 апреля 2019 в 20:45
|
Сайт размещён на портале МААМ. Используя МААМ принимаете Соглашение и Обработку данных.