Чернобаевский детский сад;;Березка
|
Дополнительная образовательная программа 2019г "Цветные ладошки"МБДОУ Чернобаевский детский сад «Березка» Старожиловскиймуниципальный район Рязанская область Парциальная программа «Цветные ладошки» ( Программа составлена на основе Программы художественного воспитания, обучения и развития детей 2-7 лет Лыковой И.А на 2019 -2020 учебный год
Содержание 1. Пояснительная записка ………………………………… 3 2. Учебный план …………………………………………… 6 3. Содержание программы………………………………... 15 4. Методическое обеспечение …………………………….27 1. Пояснительная записка Человек будущего должен быть созидателем, личностью с развитым чувством красоты и активным творческим началом. Художественная деятельность - ведущий способ эстетического воспитания детей дошкольного возраста, основное средство художественного развития детей с самого раннего возраста. В основу данной общеобразовательной программы положена программа художественного воспитания, обучения и развития детей 2-7 лет «Цветные ладошки» И.А. Лыковой. Педагогическая целесообразность заключается в использовании этой программы в дошкольном учреждении в качестве парциальной и дополняет содержание образовательной области «Художественно-эстетическое развитие» комплексной программы развития и воспитания детей «Детство», переработанной в соответствии с ФГОС ДО. Новизна и актуальность. Эстетическое воспитание ребёнка предполагает единство формирования эстетического отношения к миру и художественного развития средствами разных видов изобразительного и декоративно-прикладного искусства и эстетической действительности. Целью программы является формирование у детей раннего и дошкольного возраста эстетического отношения и художественно-творческих способностей в изобразительной деятельности. Основные задачи: 1. Развитие эстетического восприятия художественных образов (в произведениях искусства) и предметов (явлений) окружающего мира как эстетических объектов. 2. Создание условий для свободного экспериментирования с художественными материалами и инструментами. 3. Ознакомление с универсальным «языком» искусства – средствами художественно-образной выразительности. 4. Обогащение индивидуального художественно-эстетического опыта. 5. Развитие художественно-творческих способностей в продуктивных видах детской деятельности. 6. Воспитание художественного вкуса и гармонии. 7. Создание условий для многоаспектной и увлекательной активности детей в художественно-эстетическом освоении окружающего мира. 8. Формирование эстетической картины мира и основных элементов «Я-концепции-творца». Отличительной особенностью программы является интеграция разных видов изобразительного искусства и художественной деятельности детей на основе принципа взаимосвязи обобщённых представлений (как интеллектуальный компонент) и обобщённых способов действий (операциональный компонент), которые обеспечивают оптимальные условия для полноценного развития художественно-эстетических способностей детей в соответствии с их возрастными и индивидуальными возможностями. Авторская программа художественного воспитания, обучения и развития детей 2-7 лет «Цветные ладошки» И.А. Лыковой имеет систематизированный комплекс учебно-методических изданий и современного наглядного материала (демонстрационного и раздаточного). В программе сформулированы общепедагогические, специфические принципы организации художественной деятельности дошкольников, а также необходимые педагогические условия, необходимые для эффективного художественного развития детей. В условиях МАДОУ ЦРР – д/с № 10 «Чайка» наиболее широко применяется принцип тематического пространства (информационного поля), который помогает реализовывать принцип комплексно-тематического планирования, предусмотренного ФГОС к структуре основной общеобразовательной программы, а также деятельный и полихудожественный подход в эстетическом воспитании дошкольников.
Программа предназначена для детей дошкольного возраста от 2-х до 7-ми лет. Срок реализации – 5 лет. Содержание программы ориентировано на возрастные показатели и стартовые возможности детей. · Первый год обучения определен для детей первой младшей группы (2-3 года) · Второй год обучения - вторая младшая группа (от 3-х до 4-х лет). · Третий год обучения – средняя группа (4-5 лет). · Четвертый год обучения – старшая группа (5-6 лет). · Пятый год обучения – подготовительная к школе группа (6-7 лет). Формы и режим образовательной деятельности. Основной формой работы с детьми дошкольного возраста и ведущим видом деятельности является игра. Содержание образовательной деятельности, построено исходя из трёх блоков педагогического процесса, это – · непосредственно образовательная деятельность (НОД); · совместная деятельность взрослого с детьми; · свободная самостоятельная деятельность детей. Непосредственно-образовательная деятельность строится как увлекательная проблемно-познавательная деятельность и носит преимущественно интегративный характер, проблемно-поисковый характер, предполагает познавательное общение, личностно-ориентированный подход педагога. Наиболее удобные для организации НОД, когда лепка, рисование и аппликация проводятся на основе одной темы (одного образа), что позволяет углубить и систематизировать художественный опыт ребёнка за довольно короткий промежуток времени. Учебно-тематический план выстроен с учётом рекомендаций программы «Детство» и дополняет содержание образовательной области «Художественное творчество», т.е. для проведения специально организованных НОД по художественному творчеству дошкольников отведено 2 НОД в месяц, следовательно, 18 НОД в год. Целесообразно проводить НОД по данной программе при завершении темы, согласно комплексно-тематического плана учреждения. Ожидаемые результаты Достижения ребенка (Что нас радует) - Ребенок проявляет устойчивый интерес к проявлению красоты в окружающем мире и искусстве; демонстрирует бережное отношение к произведениям искусства и памятникам культуры, эстетически привлекательным объектам, музейным экспонатам; высказывает желание принимать посильное участие в их сохранении. - Проявляет исследовательское поведение, инициативу, самостоятельность и индивидуальность в процессе освоения искусства. - Называет, узнает, описывает некоторые известные произведения, архитектурные и скульптурные объекты, предметы народных промыслов. В процессе восприятия произведений искусства обращает внимание на средства выразительности (цвет, линию, ритм, композицию и другие), некоторые особенности построения композиции в произведениях живописи и графики, средства архитектуры, декоративно-прикладного искусства. - Экспериментирует в создании образа; в процессе собственной деятельности проявляет инициативу; проявляет самостоятельность в процессе выбора темы, продумывания художественного образа, выбора техник и способов создания изображения; самостоятельно сочетает изобразительные техники и материалы. - Демонстрирует высокую техническую грамотность. - Планирует деятельность, умело организует рабочее место, проявляет аккуратность и организованность в процессе выполнения, бережное отношение к материалам. Формами подведения итогов реализации программы служат: · организация выставок совместного творчества взрослых и детей; · совместные досуги, праздники, развлечения и др. 2. Учебный план Вторая младшая группа
Старшая группа
Подготовительная группа
3. Содержание программы. Первый год обучения 1. Весёлые картинки (потешки). Программное содержание: Рассматривание картинок в детских книжках. Знакомство с иллюстрациями Ю. Васнецова (Сборники русских народных потешек «Радуга-дуга» или «Ладушки».) Вызывание интереса к книжной графике. 2. Весёлые игрушки. Программное содержание: Продолжение знакомства с иллюстрациями Ю.Васнецова. Установление взаимосвязи между картинками и реальными игрушками. Узнавание животных в рисунках. 3. Тили-тили, тесто... (знакомство с пластическими материалами). Программное содержание: Ознакомление с тестом как художественным материалом, экспериментальное узнавание и «открытие» пластичности как основного свойства теста. 4. Тяп-ляп - и готово... (знакомство с пластическими материалами). Программное содержание: Ознакомление с глиной как с художественным материалом, экспериментальное узнавание и «открытие» пластичности как свойства разных материалов (глины и теста). 5.Картинки на песке. Программное содержание: Создание изображений на песке: рисование палочкой на сухом песке, отпечатки ладошек на влажном песке. Сравнение свойств сухого и влажного песка. 6. Картинки на тесте. Программное содержание:Создание изображений на пласте теста: отпечатки ладошек и разных предметов, рисование пальчиком. Сравнение свойств песка и теста. 1. Вкусное печенье. Программное содержание: Получение силуэтных изображений из теста: выдавливание (вырезание) формочками для выпечки. Обведение и украшение форм пальчиками. Развитие тактильных ощущений. 8. Тень-тень-потетень: вот какие у нас картинки! Программное содержание: Знакомство с силуэтными картинками как видом изображений предметов: рассматривание, обведение пальчиком, обыгрывание. Игры с тенью (или теневой театр). 9. Дождик, чаще, кап-кап-кап! Программное содержание: Рисование дождя пальчиками или ватными палочками на основе тучи, изображённой воспитателем. Развитие чувства цвета и ритма. 10. Дождик, дождик, веселей! Программное содержание: Рисование дождя в виде штрихов или прямых вертикальных и наклонных линий цветными карандашами или фломастерами на основе тучи, изображённой воспитателем. Развитие чувства цвета и ритма. 11. Пушистые тучки. Программное содержание: Создание образа тучки пластическими средствами. Отрывание или ощипывание кусочков пластилина разного размера и прикрепление к фону. 12. Пушистая тучка. Программное содержание: Вовлечение в сотворчество с воспитателем. Освоение элементов бумажной пластики. Создание коллективной композиции из комочков мятой бумаги. 13. Вот какие ножки у сороконожки! Программное содержание: Освоение нового способа лепки: раскатывание жгутиков прямыми движениями ладоней. Создание выразительного образа сороконожки в сотворчестве с педагогом: прикрепление «ножек» к туловищу, вылепленному воспитателем. 14. Вот какие ножки у сороконожки! Программное содержание: Освоение техники рисования вертикальных линий. Дорисовывание ножек длинной сороконожке, изображённой воспитателем. Развитие чувства формы и ритма. 15. Вот ёжик - ни головы, ни ножек! Программное содержание: Моделирование образа ёжика: дополнение «туловища» - формы, вылепленной воспитателем, иголками - спичками, зубочистками. Развитие чувства формы, мелкой моторики. 16. Вот ёжик - ни головы, ни ножек! Программное содержание: Создание образа ёжика в сотворчестве с педагогом: ,дорисовывание «иголок» - коротких прямых линий. Дополнение образа по своему желанию. 17. Снеговики играют в снежки. Программное содержание: Раскатывание комочков пластилина (солёного теста) круговыми движениями ладоней для получения снежков в форме шара. Создание коллективной (рельефной) композиции в сотворчестве с воспитателем. Развитие чувства формы, мелкой моторики. 18. Снеговик- великан. Программное содержание: Создание образа снеговика в сотворчестве с воспитателем: выкладывание и приклеивание комочков ваты (или бумажных салфеток) в пределах нарисованного контура. Развитие чувства формы и ритма, глазомера и мелкой моторики. 19. Вкусное угощение. Программное содержание:Лепка угощений для игрушек. Раскатывание комочков теста круговыми движениями ладоней для получения шарообразной формы (колобки, конфеты, яблоки) и лёгкое сплющивание. Развитие чувства формы, мелкой моторики. 20. Вкусные картинки. Программное содержание: Ознакомление с новым видом рисования - раскрашиванием контурных картинок в книжках-раскрасках. Освоение способа сплошной заливки силуэта. Создание интереса к «оживлению» и расцвечиванию картинки. Развитие восприятия. 21. Колобок покатился по лесной дорожке. Программное содержание: Создание образа колобка из комочка мятой бумаги и наклеивание на дорожку, нарисованную фломастером. Развитие восприятия. Сравнение объёмной формы и плоскостного рисунка. Воспитание интереса к изобразительной деятельности. 22. Колобок катится по дорожке и поёт песенку. Программное содержание: Создание интереса к обыгрыванию сказки «Колобок» в изодеятельности. Лепка колобка в форме шара, рисование длинной петляющей дорожки фломастером или маркером. Освоение линии и цвета как средств художественно-образной выразительности. 23.Ручейки бегут, журчат. Программное содержание: Рисование ручейка в сотворчестве воспитателем. Освоение способарисования волнистых линий, размещённых горизонтально.Развитие чувства формы и композиции. 24. Вот какой у нас мостик! Программное содержание: Моделирование мостика из 3-4 «брёвнышек»: раскатывание колбасок и соединение в соответствии с образом. Создание коллективнойкомпозициииз ручейка и мостиков. 25. Вот какие у нас мостики! Программное содержание: Создание композиции в сотворчестве с воспитателем. 26. Птенчик. Программное содержание: Моделирование гнёздышка: раскатывание шара, лёгкое сплющивание в диск, вдавливание. Второй год обучения (2 младшая группа) 1. Мой весёлый звонкий мяч. Программное содержание: лепка округлых предметов. Синхронизация обеих рук: раскатывание формы круговыми движениями ладоней. Развитие кисти рук. 2. Мышка и репка. Программное содержание: создание простой композиции: наклеивание травки (полосы бумаги, надорванной бахромой), рисование большой репки и маленькой мышки, дорисовывание хвостика цветным карандашом. 3. Грибная полянка. Программное содержание: изготовление лесной полянки способом обрывной аппликации. Изображение грибов, контрастных по размеру. 4. Дождь, дождь! Программное содержание: аппликативное изображение тучи: наклеивание готовых форм на фон, приклеивание рваных кусочков бумаги вторым слоем. Рисование дождя цветными карандашами. 5. Вьюга-завируха Программное содержание: рисование хаотичных узоров в технике по-мокрому. Раскрепощение рисующей руки: свободное проведение кривых линий. Развитие чувства цвета (восприятие и создание разных оттенков синего). Выделение и обозначение голубого оттенка. 6. Праздничная ёлочка Программное содержание: создание образа новогодней ёлки из 3-5 готовых форм (треугольников, трапеций); украшение ёлки цветными «игрушками» и «гирляндами» (способом примакивания и тычка). Экспериментирование с художественными инструментами (кисти разного размера, ватные палочки, штампики) и материалами. 7. Колобок на окошке Программное содержание: создание образа колобка: наклеивание готовой формы и дорисовывание деталей фломастерами. Оформление окошка – рисование занавесок, наклеивание декоративных элементов на ставенки. 8. За синими морями, за высокими горами Программное содержание: создание образов сказочных атрибутов – синего моря и высоких гор. Освоение техники обрывной аппликации: разрывание бумаги на кусочки и полоски, сминание, наклеивание в соответствии с замыслом. 9. Цветок для мамы Программное содержание: подготовка картин в подарок мамам на праздник. Освоение техники рисования тюльпанов в вазе. Самостоятельный выбор цвета красок, размера кисточек и формата бумаги. 10. Неваляшка танцует Программное содержание: изображение неваляшки в движении (в наклонном положении). Сочетание материалов и способов создания образа. Развитие чувства формы и ритма. 11. Солнышко, солнышко, раскидай колечки! Программное содержание: самостоятельный выбор материалов и средств художественной выразительности для создания образа фольклорного солнышка. 12. Ручеёк и кораблик Программное содержание: составление композиции из нескольких элементов разной формы (ручеёк и кораблики). Развитие чувства формы и композиции. 13. Почки и листочки Программное содержание: освоение изобразительно-выразительных средств для передачи образа: рисование ветки с почками и наклеивание листочков. 14. Филимоновские игрушки ЧАСТЬ 1. Программное содержание: знакомство с филимоновской игрушкой. Рассматривание, обследование, сравнение, обыгрывание разных фигурок (петушок, курочка, барыня, и др.). Лепка фигурок в стилистике и по мотивам народной пластики. Воспитание интереса к народному декоративно-прикладному искусству. Развитие «зрительской» культуры и художественного вкуса. ЧАСТЬ 2. Программное содержание: продолжение знакомства с филимоновской игрушкой. Оформление силуэтов фигурок освоенными декоративными элементами. Проведение тонких прямых линий кисточкой, нанесение цветных пятен приёмом «примакивание». Воспитание интереса к народному декоративно-прикладному искусству. Развитие «зрительской» культуры и художественного вкуса. 15. Мостик (по сюжету стихотворения Г. Лагздынь) Программное содержание: моделирование мостика их 3-4 «брёвнышек», подобранных по длине (лишнее отрезание стекой). Создание композиции из ручейка и мостика. 16. Робин Красношейка Программное содержание: создание образа лесенки: наклеивание готовых форм – бумажных полосок. Дорисовывание сюжета по своему замыслу. 17. Носит одуванчик жёлтый сарафанчик… Программное содержание: создание выразительных образов луговых цветов – жёлтых и белых одуванчиков – в технике обрывной аппликации. Развитие мелкой моторики, синхронизация движения обеих рук. Третий год обучения (средняя группа) 1. Картинки для наших шкафчиков Программное содержание: определение замысла в соответствие с назначением рисунка (картинка для шкафчика). Самостоятельное творчество – рисование предметных картинок и оформление рамочки.
2. Вот поезд наш едет, колёса стучат… Программное содержание: создание коллективной композиции из паровозика и вагончиков. Освоение способа деления бруска пластилина на одинаковые части (вагончики). 3. Листопад и звездопад Программное содержание: создание красивых композиций из природного материала (засушенных листьев, лепестков цветов, семян) на бархатной бумаге. Знакомство с явлением контраста. 4. Тучки по небу бежали Программное содержание: знакомство с техникой аппликативной мозаики: разрезание узких полосок бумаги синего, серого, голубого цвета на кусочки и наклеивание в пределах контура дождевой тучи. 5. Лижет лапу сибирский кот Программное содержание: создание пластической композиции: лепка спящей кошки конструктивным способом и размещение её на «батарее» - бруске пластилина. 6. Перчатки и котятки Программное содержание: изображение и оформление «перчаток» (или «рукавичек») по своим ладошкам - правой и левой. Формирование графических умений – обведение кисти руки с удерживанием карандаша на одном расстоянии без отрыва от бумаги. «Создание орнамента (узора на перчатках). 7. Морозные узоры Программное содержание: рисование морозных узоров в стилистике кружевоплетения. Экспериментирование с красками для получения разных оттенков голубого цвета. Свободное, творческое применение разных декоративных элементов (точка, круг, завиток, листок, лепесток, трилистник, волнистая линия, прямая линия). 8. Наша ёлочка Программное содержание: рисование новогодней ёлки гуашевыми красками с передачей особенностей её строения и размещения в пространстве. Выбор конкретных приёмов работы в зависимости от общей формы художественного объекта (рисование ёлки на основе аппликативного треугольника для контроля веток).
9. Сонюшки-пеленашки Программное содержание: создание оригинальных композиций в спичечных коробках – лепка пеленашек в колыбельках. Лепка фигурок спящих игрушек (миниатюр) на основе валика с закруглёнными концами. Знакомство с видом народной куклы – пеленашкой. Формирование интереса к экспериментированию с художественными материалами. 10. Как розовые яблоки на ветках снегири Программное содержание: рисование снегирей на заснеженных ветках. Создание простой композиции. Передача особенностей внешнего вида конкретной птицы – строения тела и окраски. 11. Весёлые вертолёты Программное содержание: лепка вертолёта конструктивным способом из разных по форме и размеру деталей. Уточнение представления о строении и способе передвижения вертолёта. 12. Весёлые матрёшки (хоровод) Программное содержание: знакомство с матрёшкой как видом народной игрушки. Рисование матрёшки с натуры с передачей формы, пропорций и элементов оформления «одежды» (цветы и листья на юбке, фартуке, сорочке, платке). Воспитание интереса к народной культуре. 13. Филимоновские игрушки – свистульки Программное содержание: знакомство с филимоновской игрушкой как видом народного декоративно-прикладного искусства, имеющим свою специфику и образную выразительность. Формирование представления о ремесле игрушечных дел мастеров. 14. Воробьи в лужах Программное содержание: вырезание круга (лужа, туловище воробья) способом последовательного закругления четырёх уголков квадрата. Обогащение аппликативной техники. 15. Живые облака Программное содержание: изображение облаков, по форме похожих на знакомые предметы лил валенки. Освоение обрывной техники аппликации. Развитие воображения. 16. Мышонок – моряк Программное содержание: вырезание и наклеивание разных корабликов. Самостоятельное комбинирование освоенных приёмов аппликации: срезание уголков для получения корпуса корабля, разрезание прямоугольника или квадрата по диагонали для получения паруса. 17. Муха-цокотуха ЧАСТЬ 1. Программное содержание: лепка насекомых в движении с передачей характерных особенностей строения (туловища, крылья, ножки) и окраски. Сочетание разных материалов для изображения мелких деталей (для крыльев используется фольга или фантики, для усиков – проволока, спички, зубочистки; для глазок – бисер, пуговички). Синхронизация движения обеих рук в процессе создания скульптурного образа. Воспитание интереса к живой природе. ЧАСТЬ 2. Программное содержание: создание сюжетной композиции по мотивам литературного произведения «Муха-цокотуха». Использовать ранее вылепленных насекомых, дополнять композицию лепкой предметов посуды и мебели (чашка, самовар, стол и т.п.), растений (дерево, цветы). Сочетание разных материалов для лепки стола (пластилин, дощечки разной формы). Формирование коммуникативных навыков. Четвертый год обучения (старшая группа) 1. Лето красное прошло Программное содержание: создание беспредметных (абстрактных) композиций; составление летней цветовой палитры. 2. Машины на улицах города (коллективная композиция) Программное содержание: освоение симметричной аппликации – вырезывание машин из прямоугольников и квадратов, сложенных пополам. Дополнять аппликацию рисованными элементами. 3. Осенние картины (портреты, сюжеты и букеты) Программное содержание: создание предметных и сюжетных композиций из природного материала – засушенных листьев, лепестков, семян. 4. Пернатые, мохнатые, колючиеПрограммное содержание: экспериментирование с пластическими материалами для передачи особенностей покрытия тела разных животных (перья, шерсть, колючки, чешуя). 5. Лиса-кумушка и лисонька-голубушка Программное содержание: создание парных иллюстраций к разным сказкам: создание контрастных по характеру образов одного героя; поиск средств выразительности. 6. Белая берёза под моим окном… (зимний пейзаж) Программное содержание: изображение зимней (серебряной) берёзки по мотивам лирического стихотворения; гармоничное сочетание разных изобразительных техник. 7. Ёлочки-красавицы (панорамные новогодние открытки) Программное содержание: изготовление поздравительных открыток-самоделок (симметричным способом). 8. Мы поедем, мы помчимся… (упряжка оленей) Программное содержание: Создание сюжетных композиций из отдельных лепных фигурок с привлечением дополнительных материалов. 9. Весело качусь я под гору в сугроб… Программное содержание: развитие композиционных умений (рисование по всему листу бумаги с передачей пропорциональных и пространственных отношений). 10. Папин портрет Программное содержание: рисование мужского портрета с передачей характерных особенностей внешнего вида, характера и настроения конкретного человека (папы, дедушки, брата, дяди). 11. Милой мамочки портрет Программное содержание: рисование женского портрета с передачей характерных особенностей внешнего вида, характера и настроения конкретного человека. 12. Нежные подснежники Программное содержание: воплощение в художественной форме своего представления о первоцветах (подснежниках, пролесках); поиск средств выразительности. 13. Я рисую море…Программное содержание: создание образа моря различными нетрадиционными техниками: экспериментирование с разными художественными материалами и инструментами. 14. Топают по острову слоны и носороги Программное содержание: создание образов крупных животных (слон, бегемот) на основе общей исходной формы (валик, согнутый дугой и надрезанный с обеих сторон стекой). 15. Весеннее небо Программное содержание: свободное экспериментирование с акварельными красками и разными художественными материалами: рисование неба способом цветовой растяжки «по мокрому». 16. Зелёный май (краски весны) Программное содержание: экспериментальное (опытное) освоение цвета; развитие творческого воображения, чувства цвета и композиции; расширение «весенней» палитры. Воспитание художественного интереса к природе, отображению представлений и впечатлений от общения с ней в изодеятельности. 17. Мы на луг ходили, мы лужок лепили Программное содержание: Лепка луговых растений и насекомых по выбору с передачей характерных особенностей их строения и окраски; придание поделкам устойчивости. Воспитание художественного интереса к природе, отображению представлений и впечатлений от общения с ней в изодеятельности. 18. Радуга-дуга Программное содержание: самостоятельное и творческое отражение представлений о красивых природных явлениях разными изобразительно-выразительными средствами. Воспитание художественного интереса к природе, отображению представлений и впечатлений от общения с ней в изодеятельности.
Пятый год обучения (подготовительная группа) 1. Бабочки-красавицы Программное содержание: выявление уровня владения пластическими и аппликативными умениями, способности к интеграции изобразительных техник. 2. Уголок природы (комнатные животные) Программное содержание: лепка (с натуры) животных уголка природы с передачей характерных признаков (форма, окраска, движение). 3. Спортивный праздник Программное содержание: составление коллективной сюжетной композиции из вылепленных фигурок с передачей движений и взаимоотношений. 4. С чего начинается Родина? Программное содержание: создание условий для отражения в рисунке представления о месте своего жительства как своей Родины, - части большой страны – России. 5. Осенний натюрморт (композиция в корзинке) Программное содержание: совершенствование техники вырезания симметричных предметов из бумаги, сложенной вдвое, для составления натюрморта в плетёной корзинке. 6. Лес, точно терем расписной… Программное содержание: самостоятельный поиск оригинальных способов создания кроны дерева (обрывная и накладная аппликация, раздвижение, прорезной декор) и составление многоярусной композиции. 7. По горам, по долам… Программное содержание: отражение в рисунке своих представлений о природных ландшафтах (сюжет на фоне горного пейзажа). 8. Дремлет лес под сказку сна Программное содержание: создание образа зимнего леса по замыслу, самостоятельный выбор оригинальных способов рисования заснеженных крон деревьев. Совершенствование техники рисования концом кисти (рука на весу). 9. Пир на весь мир (декоративная посуда и сказочные яства) Программное содержание: рисование декоративной посуды по мотивам «гжели, дополнение изображения сказочных яств и составление коллективной композиции (праздничный стол). 10. Белый медведь и северное сияние (Белое море) Программное содержание: самостоятельный поиск способов изображения северных животных по представлению или с опорой на иллюстрацию. Рисование северного сияния по представлению: подбор гармоничного цветосочетания. 11. Аквалангисты и кораллы (Красное море) Программное содержание: изображение человека в движении с передачей особенностей экипировки, характерной позы и движений. 12. Я с папой (парный портрет, профиль) Программное содержание: рисование парного портрета в профиль, отражение внешнего вида, характера и настроения конкретных людей (себя и папы). 13. Мы с мамой улыбаемся (парный портрет анфас) Программное содержание: рисование парного портрета анфас с передачей особенностей внешнего вида, характера и весёлого настроения конкретных людей (себя и мамы). 14. Весна идёт (картины в рамочках) Программное содержание: оформление готовых работ (рисунков, аппликаций) как завершающий этап творчества. 15. Чудо-писанки Программное содержание: ознакомление детей с искусством миниатюры на яйце (славянскимиписанками). Воспитание интереса к народному декоративно-прикладному искусству. 16. В далёком космосе Программное содержание: создание рельефной картины (панорамы), включающей разные космические объекты (солнце, планеты, звёзды, созвездия, кометы). Формирование навыков сотрудничества и сотворчества. 17. Весенняя гроза Программное содержание: отражение в рисунке представлений о стихийных явлениях природы (буря, ураган, гроза) разными средствами художественной выразительности. Знакомство с принципом асимметрии, позволяющей передать движение. 18. Лягушонок и водяная лилия Программное содержание: составление сюжетных композиций, самостоятельный выбор художественных материалов, изобразительно-выразительных средств и технических способов. Создание интереса к познанию природы и отражению полученных представлений в художественных образах. Методическое обеспечение 1. Лыкова И.А. Программа художественного воспитания, обучения и развития детей 2-7 лет «Цветные ладошки». – М.: «КАРАПУЗ-ДИДАКТИКА», 2006 г. 2. Лыкова И.А. Изобразительная деятельность: планирование, конспекты занятий, методические рекомендации. Младшая группа. - М.: Капуз-Дидактика, 2006 г. 3. Лыкова И.А. Изобразительная деятельность: планирование, конспекты занятий, методические рекомендации. Средняя группа. - М.: Капуз-Дидактика, 2006 г. 4. Лыкова И.А. Изобразительная деятельность: планирование, конспекты занятий, методические рекомендации. Старшая группа. - М.: Капуз-Дидактика, 2006 г. 5. Лыкова И.А. Изобразительная деятельность: планирование, конспекты занятий, методические рекомендации. Подготовительная группа. - М.: Капуз-Дидактика, 2006 г. 6. Лыкова И.А. Художественный труд в детском саду. Экопластика: аранжировки и скульптуры из природного материала. - М.: Издательский дом «КАРАПУЗ», 2008 г. 7. Лыкова И.А. Изобразительное творчество в детском саду. Путешествия в тапочках, валенках, ластах, босиком, на ковре-самолёте и в машине времени. Конспекты занятий и ИЗОстудии. - М.: издательский дом «КАРАПУЗ», 2008 г.
КАЛЕНДАРНО-ТЕМАТИЧЕСКОЕ ПЛАНИРОВАНИЕОбразовательная область «Художественно-эстетическое развитие» Вторая младшая группа «Теремок» ПАРЦИАЛЬНАЯ ПРОГРАММА художественно-эстетического развития детей 2-7 лет в изобразительной деятельности «ЦВЕТНЫЕ ЛАДОШКИ» Автор И.А. Лыкова, доктор педагогических наук Сентябрь МесяцРисование предметное «Мой весёлый, звонкий мяч»Рисование круглых двуцветных предметов: создание контурных рисунков, замыкание линии в кольцо и раскрашивание, повторяющее очертания нарисованной фигуры. Лепка«Мой дружок веселый мячик». Синхронизация движений обеих рук: раскатывание формы круговыми движениями ладоней. Развитие кисти руки. «Шарики воздушные»Создание аппликативных картинок: ритмичное раскладывание готовых форм (одинаковых по размеру, но разных по цвету) и аккуратное наклеивание на цветной фон. Развитие чувства формы и ритма.овальных предметов: создание контурных рисунков, замыкание линии в кольцо и раскрашивание, повторяющее очертания нарисованной фигуры. « Разноцветные шарики» Дополнение изображения карандашными рисунками (ниточки на шариках). «Яблоко с листочком (из округлых предметов)». Создание предметных аппликативных картинок из 2-3 элементов (яблоко и 1-2 листочка): составление композиции из готовых (разнородных) элементов на фоне и поочерёдное наклеивание деталей предметов, состоящих из 2-3 частей разной формы. «Яблоко с листочком и червячком».Отработка техники гуашевыми красками. Развитие чувства цвета и формы. «Ягодки на тарелочке» Создание пластической композиции из одного большого предмета (тарелочки) и 5-10 мелких (ягодок). Получение шарообразной формы разными приёмами: круговыми движениями ладоней (для тарелки) и пальцев (для ягодок) ватными палочками. «Ягодка за ягодкой (на кустиках)» Создание ритмической композиции. Сочетание изобразительных техник: рисование веточек цветными карандашами и ягодок ватными палочками. 32 Октябрь Месяц Лепка из глины (солёного теста, пластилина). Лепкарепки в определённой последовательности: раскатывание шара, сплющивание, вытягивание хвостика,заострение мордочки, использование дополнительных материалов (для ушек семечек, для хвостика верёвочек, для глаз бусинок или бисера). Создание композиций на бруске пластилина (грядке). «Репка на грядке», « Выросла репка большая- пребольшая», «Мышка-норушка»,«Мышка и репка», «Падают, падают листья» Наклеивание готовой формы (репки) и дополнение самостоятельно подготовленными элементами (листьями). Освоение техники обрывной аппликации.конусообразной формы и создание образа мышки: Создание простой композиции: наклеивание травки (полосы бумаги, надорванной бахромой), рисование большой репки и маленькой мышки, дорисовывание хвостика цветным карандашом.осенних листьев приёмом «примакивания» тёплыми цветами (красным, жёлтым, оранжевым) на голубом фоне (небе). Развитие чувства цвета и ритма «Листопад» Создание аппликативной композиции из готовых форм (листьев) разного цвета на голубом фоне. Освоение техники обрывной аппликации (разрывание полосок бумаги на мелкие кусочки) Лепка «Грибы на пенёчке» Создание коллективной композиции из грибов.грибов из 3-х частей (ножка, шляпка, полянка). Прочное и аккуратное соединение деталей. «Грибная полянка» Изготовление лесной полянки способом обрывной аппликации. Изображение грибов, контрастных по размеру. 48 Ноябрь Месяц Рисование ватными палочками и аппликация « Град, град!», « Дождь, дождь!», «Лямба» (по мотивам сказки-крошки В. Кротова).Изображение тучи и града ватными палочками с изменением частоты размещения пятен (пятнышки на туче близко друг к другу, град на небе более редко, с просветами). Аппликативное изображение тучи: наклеивание готовых форм на фон, приклеивание рваных кусочков бумаги вторым слоем.Рисование дождя цветными карандашами.фантазийных существ по мотивам литературного образа. «Светлячок» (по мотивам стихотворения В. Шипуновой) «Сороконожка»Развитие образного мышления, творческого воображения. Знакомство с явлением контраста.светлячка (по представлению) на бумаге чёрного или тёмно-синего цвета. Развитие воображения. Создание выразительных образов по мотивам стихотворения: раскатывание удлинённых цилиндров (колбасок, столбиков) прямыми движениями ладоней и видоизменение формы колбасок-- изгибание, свивание. На удлинённых листах бумаги рисование сложных по форме изображений на основе волнистых линий. «Сороконожка в магазине» Согласование пропорций фона (листа бумаги) и задуманного образа. Рисование героев стихотворения-- лесных зверей комбинированным способом (по представлению). Составление коллективной композиции – рисование декоративное «Полосатые полотенца для лесных зверушек», составление декоративных узоров из прямых и волнистых линий на длинном прямоугольнике. Развитие чувства ритма (чередование в узоре 2-3 цветов или разных линий). 64 Декабрь Месяц Декоративное рисование«Вьюга—завируха». Рисование хаотичных узоров в технике «по-мокрому». Раскрепощение рисующей руки: свободное проведение кривых линий. Развитие чувства цвета (восприятие и создание разных оттенков синего). Выделение и обозначение голубого оттенка. Аппликация «Волшебные снежинки», Наклеивание шестилучевых снежинок из трёх полосок бумаги с учётом исходной формы (круг, шестигранник), дорисовывание узоров фломастерами или красками (по выбору детей). Лепка «Новогодние игрушки»Моделирование игрушек (из 2-3 частей) для новогодней ёлки. Сочетание разных приёмов лепки: раскатывание округлых форм, соединение деталей, сплющивание, прищипывание, вдавливание. 13 марта 2019 в 11:28
|
Сайт размещён на портале МААМ. Используя МААМ принимаете Соглашение и Обработку данных.