Муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение Чернобаевский детский сад «Березка»
Перспективное планирование непосредственно образовательной деятельности
по программе «От рождения до школы»
в подготовительной к школе группе
Возраст детей: от 6 до 7 лет
Область: Формирование целостной картины мира
Запланировано: 31 занятие
Воспитатели: Виноградова Е.В.
Абрамова О.В.
ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА
В Программе содержание раздела «Формирование целостной картины мира» состоит из трех составляющих: Предметное окружение. Явления общественной жизни. Мир природы.
Каждая составляющая раздела имеет свою базовую основу.
Введение в предметный мир предполагает формирование представлений о предмете как таковом, и как о творении человеческой мысли, и результате трудовой деятельности.
В ознакомлении детей с явлениями общественной жизни стержневой темой является жизнь и труд людей.
В основе приобщения к миру природы лежит помощь ребенку в осознании себя как активного субъекта природы.
Природное окружение. Экологическое воспитание. Цель раздела - ознакомление детей с живой и неживой природой, формирование осознанно бережного отношения к ней, формирование начал экологической культуры.
Реализация цели происходит через решение следующих задач:
• Уточнение, систематизация и углубление знаний о растениях, животных и природных явлениях; о состоянии окружающей среды.
• Формирование знаний о жизненных проявлениях всего живого (питание, рост, развитие).
• Формирование представлений о причинно-следственных связях внутри природного комплекса.
• Развитие эмоционально-доброжелательного отношения к живым объектам природы в процессе общения с ними.
• Формирование потребности заботиться об экологической чистоте своего двора, участка детского сада, группы, города (поселка, деревни и т. д.).
• Развитие осознанного отношения к себе как к активному субъекту окружающего мира.
• Формирование привычки рационально использовать природные ресурсы.
• Развитие умений правильно взаимодействовать с природой.
• Развитие интереса к миру природы.
• Формирование эстетического отношения к действительности, прежде всего к природе во всех ее проявлениях.
Реализация программных задач осуществляется в процессе как повседневного общения с детьми, так и на специальных занятиях, фронтальных и подгрупповых. Во всех группах детей знакомят с многообразием окружающего мира, но на каждом возрастном этапе интересы и предпочтения дошкольников касаются то одной, то другой сферы действительности. Поэтому сетка занятий предусматривает разумное чередование их в течение каждого месяца.
К концу года дети могут:
• Различать и называть виды транспорта (наземный, подземный, воздушный, водный); предметы, облегчающие труд человека на производстве; объекты, создающие комфорт и уют в помещениях и на улице; определять материал, из которого сделан предмет: ткань (ситец, сатин, капрон, драп, трикотаж и т. п.), серебро, алюминий, железо, дерево (фанера, доска, бревно), искусственные материалы (пластмасса, полиэтилен, пластик и т. п.).
• Знать, что предметы - это творение человеческой мысли.
• Устанавливать связи между свойствами и признаками разнообразных материалов и их использованием.
• Обследовать предмет с помощью системы сенсорных эталонов и перцептивных действий (действий восприятия).
• Выбирать и группировать предметы в соответствии с познавательной задачей.
• Иметь представление об истории создания предметов.
• Знать дату своего рождения, свое отчество, домашний адрес и номер телефона; имена и отчества родителей; адрес детского сада.
• Знать герб, флаг, гимн России. Иметь представления о Президенте, Правительстве России.
• Иметь представление о разных родах войск и почетной обязанности - защищать Родину.
• Иметь представление о родном крае; о людях разных национальностей, их обычаях, о традициях, фольклоре, труде и т. д.; о Земле, о людях разных рас, живущих на нашей планете; о труде взрослых, их деловых и личностных качествах, творчестве; о героях космоса; государственных праздниках.
• Иметь первичные представления о школе, библиотеке.
• Объяснять экологические зависимости; устанавливать связи и взаимодействия человека с природой.
• Ухаживать за растениями и животными в уголке природы.
• Иметь представление о различных природных объектах; о растительности леса, луга, сада, поля; домашних и диких животных, птицах; Красной книге; природе родного края.
• Устанавливать причинно-следственные связи между состоянием окружающей среды и жизнью живых организмов.
• Делать элементарные выводы и умозаключения.
• Устанавливать связи между свойствами и признаками разнообразных материалов и их использованием.
• Определять происхождение рукотворных предметов.
• Обследовать предмет с помощью системы сенсорных эталонов и перцептивных действий.
• Знать существенные характеристики предметов, их свойства и качества.
Необходимо закреплять и углублять представления дошкольников о комнатных растениях, растительности леса, луга, сада, поля; о домашних и диких животных, птицах. Знакомить с растениями и животными родного края, занесенными в Красную книгу.
Объяснять экологические зависимости, осознание которых способствует развитию современного экологического мышления. Воспитывать гуманное отношение ко всему живому, чувство милосердия; учить правильному поведению в природной среде, закладывать основы экологической культуры личности.
Способствовать осмыслению различных аспектов взаимодействия человека с природой.
Обобщать и систематизировать знания детей о жизнедеятельности растений и животных. Формировать представление о неразрывной связи человека с природой (человек - часть природы); желание беречь природу. Знакомить с деятельностью людей по охране диких животных.
Систематизировать и углублять представления детей о сезонных изменениях в природе.
Формировать умение различать и называть травянистые растения, кустарники, деревья, комнатные растения.
Расширять представление о классификации животного мира: звери, насекомые, рыбы, земноводные и др.
период |
№
п/п |
ТЕМА |
Основное содержание деятельности |
Интеграция |
Источник |
3-7сентября |
АДАПТАЦИЯ
В период адаптации воспитателями проводятся беседы с детьми, организация занимательной деятельности с отдельными детьми и по подгруппам в соответствии с желаниями детей.
|
1 неделя сентября |
1. |
«Путешествие в осенний лес» |
Закреплять знания о том, что сентябрь – первый осенний месяц.
Учить:
- наблюдать за деревьями, кустарниками;
- выделять и описывать объекты природы.
Формировать экологически грамотное поведение в природной среде. |
ПР
ХЭР
СКР |
«Перспективное планирование по программе «От рождения до школы»
Н. Е. Веракса» стр. 42 |
2 неделя сентября |
2. |
« Природа и здоровье» |
Углублять и систематизировать представления о взаимоотношениях человека с окружающей средой. Расширять знания о природе.
Подвести к пониманию следующего:
- разнообразный животный и растительный мир является необходимым звеном в цепочке биосистемы на Земле;
- жизнь человека на Земле во многом зависит от окружающей среды: чем чище воздух, вода, лес, почва, тем благоприятнее это сказывается на здоровье и жизни людей.
Формировать ответственность за совершение разнообразных действий в окружающей среде. |
ПР
ХЭР
СКР |
«Перспективное планирование по программе «От рождения до школы»
Н. Е. Веракса» стр. 41 |
3 НЕДЕЛЯ сентября |
3. |
« Природа и мы» |
Закреплять и углублять представления о растениях. Учить правильному поведению в природе. Познакомить с лекарственными растениями
( подорожник, крапива) |
ПР
ХЭР
СКР |
«Комплексные занятия по программе «От рождения до школы» стр. 105 |
1 неделя октября |
4. |
« Это – ферма»» |
Формировать интерес к людям новых профессий – фермер. Расширять представление о труде сельских жителей. Воспитывать уважение к сельскохозяйственному труду людей. Обращать внимание на то, что только совместный труд людей позволяет получать качественные продукты. |
ПР
ХЭР
СКР |
«Перспективное планирование по программе «От рождения до школы»
Н. Е. Веракса» стр. 34 |
2 неделя октября |
5. |
«Экскурсия в библиотеку» |
Познакомить с понятием «библиотека», с трудом людей, которые работают в библиотеке. Учить правильно пользоваться книгой. Воспитывать бережное отношение к книге. |
СКР |
«Перспективное планирование по программе «От рождения до школы»
Н. Е. Веракса» стр. 34 №5 |
3неделя октября |
6. |
« Откуда хлеб пришел» |
Познакомить детей с тем, как выращивали хлеб в старину; донести до сознания детей, что хлеб – это итог большой работы многих людей; воспитывать бережное отношение к хлебу. |
ПР
ХЭР
СКР |
|
4 неделя октября |
7. |
«Как засыпает природа» |
Обобщить и систематизировать знания детей об осени. Учить устанавливать связи между продолжительностью дня, температурой воздуха и состоянием растений, наличием пищи для животных и приспособлением их к зиме. Воспитывать бережное отношение к растениям и животным. |
ПР
ХЭР
СКР |
« Организация непосредственной образовательной деятельности в подготовительной группе детского сада» стр. 163 |
1 неделя ноября |
8. |
« Какие все разные» |
Дать представления о том, что на планете живут разные народности, которые имеют свой язык, обычаи, культуру. |
ПР
СКР |
«Развитие речи и ознакомление с окружающим миром в ДОУ» |
2 неделя ноября |
9. |
« Как звери к зиме готовятся» |
Расширять представления о диких животных.
Рассказать:
- почему звери линяют;
- почему некоторые из них мигрируют в более удобные места;
- как люди помогают животным, подкармливают их.
Расширять знания о том, как звери готовятся к зиме. |
ПР
ХЭР
СКР |
«Перспективное планирование по программе «От рождения до школы»
Н. Е. Веракса» стр. 42
«Комплексные занятия по программе «От рождения до школы»» стр. 91 |
3 неделя ноября |
10. |
« История родного города-Рязани» |
Продолжать знакомить детей с историей и культурой родного города. Приобщать детей к национальной культуре. Воспитывать уважение к родному городу. |
ПР
ХЭР
СКР |
«Мой город – Рязань»» |
4 неделя ноября |
11. |
« На выставке кожаных изделий» |
Дать детям понятие о коже как о материале, из которого человек делает разнообразные вещи; познакомить с видами кожи, показать связь качества кожи с назначением вещи. Активизировать познавательную деятельность; вызвать интерес к старинным и современным предметам окружающего мира. Закреплять обобщенное понятие « одежда». Учить:
- называть сезонную одежду. |
ПР
ХЭР
СКР |
«Перспективное планирование по программе «От рождения до школы»
Н. Е. Веракса» стр. 40
« Занятия по ознакомлению с окружающим миром» О. В. Дыбина стр. 19
«Комплексные занятия по программе «От рождения до школы»» стр.86 |
Последня я неделя ноября |
12. |
« Как животные зимуют» |
Формировать у детей представление о жизни животных в лесу, их приспособленности к зимнему периоду. Вызвать интерес к жизни дикой природы. Углублять и расширять знания о земноводных. Познакомить с некоторыми формами их защиты от врагов. Учить рассказывать об особенностях внешнего вида и жизненных проявлениях. |
ПР
ХЭР
СКР |
Перспективное планирование по программе «От рождения до школы» стр. 41
Комплексные занятия по программе «От рождения до школы» стр.52
|
1 неделя декабря |
13. |
«Животный мир полярных районов»
|
Знакомить с климатическими условиями разных материков. Рассказать, что в Антарктиде обитают тюлени, морские леопарды, пингвины, моржи. Развивать любознательность. Воспитывать любовь к природе, интерес к стремлению изучать природу. Объяснить, что многие животные и птицы Арктики оказались под угрозой исчезновения. |
ПР
ХЭР
СКР |
«Перспективное планирование по программе «От рождения до школы»
Н. Е. Веракса» стр. 47
«Комплексные занятия по программе «От рождения до школы» стр. 248 |
2 неделя декабря |
14. |
«Мой край родной!» |
Формировать представления о родном крае. Познакомить с растительным и животным миром. Формировать представления детей о народах, культуре родного края. Воспитывать любовь к родному краю. |
ПР
ХЭР
СКР |
«» |
3 неделя декабря |
15. |
«Красота зимы хрустальной»
|
Обобщить представления детей о типичных зимних явлениях в неживой природе. Закрепить знания об особенностях существования растений зимой, обобщить знания об образе жизни и поведении животных зимой. Формировать эстетическое отношение к зимним явлениям. |
ПР
ХЭР
СКР |
« |
4 неделя декабря |
16. |
« Откуда елка в гости пришла» |
Познакомить с древними русскими праздниками: Рождеством и Святками, объяснить их происхождение и назначение. Рассказать:
- об обычае украшения елки, откуда он пришел;
- о традициях встречи Нового года у разных народов.
Воспитывать любовь к истории России, национальную гордость, чувство причастности к своему народу |
ПР
ХЭР
СКР |
«Перспективное планирование по программе «От рождения до школы»
Н. Е. Веракса» стр. 35
«Комплексные занятия по программе «От рождения до школы» стр.184 |
1неделя января |
|
КАНИКУЛЫ
Цель: Расширять представления о зиме. Знакомить с зимними развлечениями, видами спорта. Формировать представления о безопасном поведении зимой. Формировать первичный исследовательский интерес в ходе экспериментирования со снегом. Воспитывать бережное отношение к природе, умение замечать красоту зимней природы. Формировать первичные представления о сезонных изменениях в природе. Развивать творческие и конструктивные способности детей. |
2 неделя января |
|
МОНИТОРИНГ |
3 неделя января |
17. |
« Зима в природе» |
Конкретизировать и углубить представление о зиме: состояние погоды, типичные осадки, явления природы, состояние растений, особенности жизни домашних и диких животных. Учить устанавливать связь между особенностями внешнего вида, поведения животных в условиях зимнего сезона. |
ПР
ХЭР
СКР |
|
4 неделя января |
18. |
« Две вазы» |
Закреплять умение детей узнавать предметы из стекла и керамики, отличать их друг от друга, устанавливать причинно – следственные связи между назначением, строением и материалом предмета. |
ПР
ХЭР
СКР |
«Занятия по ознакомлению с окружающим миром» О. В. Дыбина стр.22
« Неизведанное рядом» стр. 116 О. В. Дыбина |
1 неделя февраля |
19. |
« Дружная семья» |
Обобщать и систематизировать представления детей о семье (люди, которые живут вместе, любят друг друга, заботятся друг о друге). Расширять представления о родовых корнях семьи; активизировать познавательный интерес к семье, к близким; воспитывать желание заботиться о близких, развивать чувство гордости за свою семью. |
ПР
ХЭР
СКР
РР |
« Занятия по ознакомлению с окружающим миром» О. В. Дыбина стр.10 |
2 неделя февраля |
20. |
« Большое путешествие» |
Расширять представления детей о видах транспорта, познакомить с профессиями людей, работа которых связана с различными видами транспорта. Учить безопасному поведению на улицах и дорогах. Познакомить со значением транспорта в жизни человека. Воспитывать уважение к профессии людей, создающих транспортные средства. |
ПР
ХЭР
СКР |
«Комплексные занятия по программе «От рождения до школы» под редакцией
Н. Е. Веракса стр. 167, 175,216.
|
3 неделя февраля |
21. |
« Кто служит в армии» |
Продолжать знакомить детей с людьми разных профессий. Рассказать о профессии военного – защитника отечества. Формировать представления о родах войск. Закреплять знания о деловых и личностных качествах, которыми должны обладать военные. Познакомить с увлечениями курсантов в свободное от учебы время. Воспитывать уважение к воинам – защитникам России. |
ПР
ХЭР
СКР |
« Занятия по ознакомлению с окружающим миром» О. В. Дыбина стр. 49
«Комплексные занятия по программе « От рождения до школы» стр. 254 |
4 неделя февраля –
|
22. |
« Проводы зимы» |
Продолжать знакомить с русскими народными праздниками. Прививать любовь и уважение к народным традициям. |
ПР
ХЭР
СКР
РР |
«Перспективное планирование по программе «От рождения до школы»
Н. Е. Веракса» стр. 38
«Комплексные занятия по программе «От рождения до школы»» стр. 292
|
1 неделя марта |
23. |
« Женский день – 8 Марта!» |
Формировать у детей желание рассказывать о близких родственниках: маме, бабушке, сестренке. Воспитывать уважение, любовь к своим родным. |
ПР
СКР
РР |
«Занятия по ознакомлению с окружающим миром» О. В. Дыбина стр. 45
|
2 неделя марта |
24. |
« Пробуждение природы» |
Расширять представления детей о характерных признаках весны, учить находить эти признаки самостоятельно; развивать умение наблюдать, анализировать, сравнивать, делать выводы, выражать их в речи; расширять представления детей об образе жизни зверей и птиц весной; воспитывать любознательность. Познакомить с весенним праздником «Веснянка» |
ПР
ХЭР
СКР
РР |
«Комплексные занятия по программе «От рождения до школы»» стр. 278 |
3 неделя марта |
25. |
« Весна – красна! |
Уточнить и систематизировать знания детей о характерных признаках весны( увеличивается день, сильнее греет солнце, тает снег, освобождаются ото льда водоемы; растет трава; появляются насекомые; возвращаются перелетные птицы). Учить понимать связь между явлениями неживой природы и жизнью растений, животных, между явлениями неживой природы и сезонными видами труда. Вызвать эстетическое переживание от весеннего пробуждения природы. |
ПР
ХЭР
СКР
РР |
|
4 неделя марта |
26. |
« Книги, которые нас учат» |
Познакомить детей с историей создания и изготовления книги; показать, как книга преобразовывалась под влиянием творчества человека; вызвать интерес к творческой деятельности человека; воспитывать бережное отношение к книгам. |
ПР
ХЭР
СКР
РР |
«Занятия по ознакомлению с окружающим миром» О.В. Дыбина стр.15
|
1 неделя апреля |
27. |
«Если хочешь быть здоров!» |
Продолжать знакомить детей с устройством и функционированием человеческого организма; объяснить, что организм нужно укреплять и развивать (заниматься физкультурой, закаляться, поддерживать чистоту и порядок в помещении, проветривать его, ухаживать за растениями, так как они улучшают воздух и создают красоту). Воспитывать бережное отношение к себе и другим. |
ПР
ХЭР
СКР
РР
|
С. И. Николаева « Методика экологического воспитания в детском саду» стр.157
«Комплексные занятия по программе «От рождения до школы» стр.384 |
2 неделя апреля |
28. |
«Космос» |
Расширять представления детей о космосе; подводить к пониманию того, что освоение космоса – клюя к решению многих проблем на Земле; рассказать детям о Ю. Гагарине и других героях космоса. |
ПР
ХЭР
СКР
|
«Комплексные занятия по программе «От рождения до школы»» стр.324
«Занятия по ознакомлению с окружающим миром» О.В. Дыбина стр.32 |
3 неделя апреля |
29. |
«Птицы прилетели – весну принесли» |
Рассказать о дне 22 марта – дне весеннего равноденствия; продолжать знакомить с народными приметами; учить делать выводы о взаимосвязях и взаимозависимостях в природе; наблюдать за растениями и животными; обратить внимание на особенности внешнего вида пернатых, связанные с различной средой обитания. |
ПР
ХЭР
СКР
РР |
« Комплексные занятия по программе «От рождения до школы» стр.297 |
4 неделя апреля |
30. |
« Земля – наш общий дом» |
, представление о том, что вода – составная часть всех живых организмов планеты. |
ПР
СКР
РР |
«Комплексные занятия по программе «От рождения до школы» стр.338 |
1 неделя мая |
31. |
«Они сражались за Родину!» |
Закреплять представления детей о защитниках Отечества, уважительное отношение к ним; воспитывать любовь к Родине, развивать стремление выражать свое отношение к событиям. |
ПР
СКР
РР |
«Занятия по ознакомлению с окружающим миром» О.В. Дыбина стр.51
«Комплексные занятия по программе «От рождения до школы» стр.355 |
2 неделя мая |
|
МОНИТОРИНГ |
3-4 неделя мая |
|
МОНИТОРИНГ |