Чернобаевский детский сад;;Березка

Проект "Птицы-наши друзья"

 Муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение Чернобаевский детский сад «Березка»

ПРОЕКТ «ПТИЦЫ –НАШИ ДРУЗЬЯ»

 

Подготовила: Виноградова Елена Васильевна

воспитатель

2016год

Содержание:

Введение стр.3

Актуальность стр. 4

Проект «Птицы наши друзья» стр.4

Этапы реализации проекта стр. 6

Выполнение проекта стр.9

Отчет о реализации проекта стр.11

Заключение

Список литературы

Приложение

Введение.

Одной из важных задач работы по экологическому воспитанию я считаю знакомство детей с природными объектами ближайшего окружения.

Каких животных и птиц мы чаще всего видим в нашей местности и лесах? Конечно, птиц. Пернатые живут бок о бок с нами и радуют нас своим пением и красочным нарядом. Поэтому за ними проще наблюдать, чем за большинством млекопитающих, которые скрываются в укромных местах. Значит, мы можем по птицам судить о состоянии природы вокруг нас. Птиц, чувствительных к загрязнению окружающей среды, например, аистов, становится все меньше. Любителям природы бедственное ее положение хорошо известно. Пернатые словно предупреждают нас об опасности, которая грозит людям из-за уничтожения природы. Ведь, как и птицы, мы питаемся тем, что растет на земле, как и им, нам нужны чистая вода и чистый воздух.

В нашей Рязанской области встречается более 267 видов птиц, из них 73 видов занесены в Красную книгу. Но знаем ли мы их? Можем ли различать их по голосу, по пению? Сможем ли мы узнать даже знаменитую соловьиную трель? А наши воспитанники, дети дошкольного возраста, имеют ли представления об удивительном мире птиц?

С развитием цивилизации воздействие людей на природу становилось все более и более мощным и к концу двадцатого столетия приобрело планетарный характер. Природа уже сама не могла залечить нанесенные ей раны. Сложившиеся на Земле положение ученые определяют как экологический кризис. И нет на сегодня более важной задачи, чем поиск путей выхода из него. Где же выход? Чтобы выжить, человечество должно научиться жить на Земле по-новому. Именно к этому призвала Всемирная Конференция Организации Объединенных Наций по окружающей среде, принявшая в 1992 году Рио-де-Жанейро «Повестку дня на 21 век»-программу работ на следующее столетие, предусматривающую гармоническое достижение двух целей: высокого качества окружающей среды и здоровой экономики для всех народов мире. Для успешного выполнения этой программы недостаточно усилий государств и их руководителей. Каждому человеку планеты Земля необходимо овладеть минимальным набором экономических знаний и способов деятельности, для того чтобы его поведение было экологически осмысленным. Поэтому именно в дошкольном возрасте, когда дети наиболее впечатлительны и восприимчивы важно формирование начал экологической культуры личности человека.

Актуальность

 

«Так и живут бок о бок птицы и люди, часто не обращая внимания друг на друга, иногда ссорясь, иногда радуясь друг другу как члены одной большой семьи. Кто из них кому больше нужен – человек птицам или птицы человеку?.. Но выживет ли человек, если на Земле не останется птиц?»
(Э.Н. Голованова)

Идея приобщения человека к природе, к её познаванию имеет глубокие корни в педагогической науке. Выдающиеся мыслители и педагоги прошлого, такие как Ж.Ж.Руссо, Я.А.Каменский видели в природе могучий источник знаний, средство для развития ума, чувств и воли.

Взаимоотношение человека с природой и её обитателями – актуальный вопрос современности. Оно осуществимо при наличии в каждом ребенке достаточного уровня экологической культуры, экологического сознания, формирование которых начинается с раннего детства и продолжается всю жизнь.

Современная концепция дошкольного воспитания (1989г.) показывает важность приобщения детей к природе с раннего возраста, считая её миром человеческих ценностей. Среди них познавательные ценности: ребёнок начинает чувствовать себя первооткрывателем, испытывает радость экспериментирования с объектом природы, открывает новое в знакомом и знакомое в новом, вычленяет простейшие закономерности, осознает их непреложный характер.

Проект  «Птицы – наши друзья»

 

Тип проекта:

 

по продолжительности: краткосрочный

по составу участников: групповой

по направлению деятельности участников проекта: познавательно - исследовательский.

 

Сроки реализации проекта: 11апреля– 22 апреля 2016 год

 

Цель: расширение и обогащение знаний о птицах, их образе жизни и поведении, о связи с окружающей средой, роли человека в жизни птиц.

 

 

Задачи:

1. способствовать развитию творческих и интеллектуальных способностей воспитанников;

2. расширять кругозор детей на основе материала, доступного их пониманию, получение новых знаний;

3. развитие познавательного интереса к природе через ознакомление с птицами;

4. расширить и активизировать словарь на основе обогащения представлений об окружающем мире;

5. развивать память, внимание, воображение, эмоции, логического мышление;

6. развивать эстетическое восприятие; творческие способности.

7. воспитывать желание трудиться;

8. воспитывать доброжелательное отношение к птицам, воспитывать чувства сопереживания ко всему живому;

Ожидаемые результаты

Дети должны знать:

-наиболее характерные сезонные изменение в природе, соотносить их с жизнью птиц весной;

-обобщить представления у детей о птицах (есть клюв, тело покрыто перьями, два крыла, две ноги, птенцы появляются из яйца) .

Дети должны уметь:

-различать птиц по внешнему виду (голубь, воробей, скворец) ;

-поддерживать речевое общение, отвечать на вопросы;

-сравнивать птиц.

 

Участники проекта:

 

• воспитанники младшей группы

• воспитатель

• родители

 

 

Формы работы с детьми:

 

 

· НОД

· наблюдение

· игры

· беседы

· рассказывание

· чтение

· загадки

· рассматривание

· экология

· музыка

· пальчиковая гимнастика

· театрализация

· оформление выставки

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Этапы реализации проекта:

 

 

 

Этапы

Задачи

Мероприятия

Сроки

Ответственный

Подготовительный этап

Повышение собственной профессиональной компетентности.

1.Изучение методической литературы:

– «Программа воспитания и обучения детей в детском саду»

М.А.Васильевой и др., «Наш дом-природа»

сентябрь

воспитатель

2.Обсуждение цели и задач.

апрель

воспитатель

3.Анализ программных задач раздела «Ознакомление детей с животным миром».

апрель

воспитатель

4. Создание необходимых условий для реализации проекта (подобрать художественную литературу для чтения детям, составить план мероприятий, разработать конспект)

апрель

воспитатель

5. Разработка и накопление методических материалов.

апрель

воспитатель

Педагогическое просвещение родителей.

1.Оформление экологической рубрики «Это интересно» в информационном уголке приемной комнаты.

в течении

недели

воспитатель

Деятельный этап

Осуществление мероприятий по выполнению проекта.

1.Проведение занятий познавательного цикла.

в течении недели

воспитатели

3.Художественно-творческая деятельность.

в течении недели

воспитатели

4.Чтение художественной литературы, энциклопедий.

в течении недели

воспитатели

5.Рассматривание иллюстраций в книгах, открытках, фотоальбомах.

в течении недели

воспитатели

7.Подвижные игры.

в течении недели

воспитатели,

8.Дидактические игры экологического характера.

в течении недели

воспитатели

9.Слушание птичьих голосов в записи.

в течении недели

воспитатели

10.Просмотр видеороликов, мультфильмов о птицах.

в течении недели

воспитатели
родители

11.Вечера развлечений.

в течении

недели

воспитатели

Деятельный этап

Организация и привлечение родителей к совместной деятельности и обучению.

1. Творческие работы на выставки детских рисунков, поделок.

Воспитатели

родители

2.Создание книжек-самоделок «Сказки о птицах»

воспитатели

Организация предметно-развивающей среды в групповой комнате.

Изготовление и приобретение дидактических игр, атрибутов, пособий.

в течении года

родители

Заключительный этап

.

Обобщение результатов работы по проектной деятельности и их анализ.

1.Обобщение опыта работы

воспитатель

2. Конкурс рисунков на тему «Птицы».

в течении недели

воспитатель

3.Аппликация «Скворечник для птичек».

в течении

недели

воспитатель

4.Беседа  «Птицы нашего края»

в течении недели

воспитатель

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Создание необходимых условий для реализации проекта:

 

подготовить иллюстрации, наборы карандашей, фломастеров, красок, альбомные листы, кормушку, литературу, цветная бумага, клей.

 

Оборудование:

 

• книги о живой  природе

• картинки с изображением птиц

• аудиозапись (записи голосов птиц)

• методическая литература по теме проекта

• фотоаппарат

• компьютер

Работа с детьми:

 

• беседа на тему: «Какие они птицы», «Знакомство с вороной»

• активизировать словарь: скворечник, гнездо, стая

• чтение: С.Я. Маршак «Где обедал воробей», М. Зощенко «Умная птичка», Е. Чарушин

«Воробей»

• прослушивание голосов птиц П.И. Чайковский «Времена года»

• рассматривание картинок с изображением птиц

• аппликация: «Скворечник для птичек»

• лепка «Вот такие у нас птички»

• рисование «Мой весёлый цыплёнок»

• на прогулке: наблюдение за птицами, вывешивание кормушки

• подвижные игры, пальчиковая гимнастика

• работа с родителями (домашнее задание)

 

Самостоятельная деятельность детей:

 

• рассматривание картин, иллюстраций

• раскрашивание раскрасок «Птички»

• настольные и дидактические игры

• сюжетно -ролевые игры

Выполнение проекта.

Социально-коммуникативное развитие

Дидактические игры:

«Назови птицу»

«Кто где живёт?»

«Времена года»

«Когда это бывает?»

«Кто как кричит?»

«Кого не стало?»

«Чей голос?»

«Подбери крылышко по цвету»

Настольные игры:

« Разрезные картинки»

«Помогите найти маму»

«Какая птица, назови»

«Кто что ест?»

Познавательное развитие

Наблюдение за птицами, прилетевшими на участок детского сада:

Особенности строения тела; Повадки; Кормление; Гнёзда, скворечники.

Развитие речи.

Рассматривание и описание картинок с птицами.

Рассматривание и описание сюжетных картинок:

«Грачи прилетели», «Кормление птиц»

Беседа на тему: «Не разоряйте птичьих гнёзд», «Не дадим птичке умереть»(защита птиц).

Наблюдение за птичьими гнёздами, скворечником, кормушкой(птицы маленькие, беззащитные, пугливые, не могут постоять за себя и своё жильё…)

Составление описательных рассказов по картинкам. Заучивание стихотворений о птицах и их веселом возвращении.

Чтение художественной литературы.

С.Я.Маршак «Весенняя песенка», А.Барто «Птичка», «Кто как кричит?», Е.Чарушин «Яшка», М.Зощенко «Умная птичка», А.Майков «Ласточка примчалась», Е.Авдеенко «Воробей», А.Толстой «Умная галка», М.Пришвин «Дятел».

Художественно-эстетическое

развитие.

Развлечение: «Птицы- наши друзья»

Разучивание песен: «Песенка цыплёнка», «Тает снег».

Вечер поэзии на тему «Встречаем птиц».

Развивающая среда.

Сюжетные картины на тему «Птицы».

Альбомы для рассматривания: «Птицы России», «Домашние птицы».

Книжки-раскраски: «Птицы», «Лесные пернатые», «Птичий двор».

Продуктивная деятельность.

Работа по лепке: «Птичку слепим», «Цыплята»

Работа по аппликации: «Мы построили скворечник для весёлого скворца»

Работа с родителями.

Выставка детских рисунков на тему «Птицы». Консультация на тему: «Экологическое воспитание в семье». Привлечение родителей к участию в конкурсе рисунков или фотографий птиц.

Отчет о реализации проекта.

Был составлен перспективный план занятий познавательного цикла, а также план совместных мероприятий с участием родителей. Для того чтобы успешно реализовать проект, мы с родителями собрали в группе библиотечку познавательной и художественной литературы.  Дети в детском саду под руководством педагогов и самостоятельно изучали эту литературу.  Дома с родителями воспитанники изучали информацию в интернете о птицах, населяющий наш регион, их образе жизни, искали информацию о том, чем можно подкармливать  птиц в зимний период и как изготовить кормушки, которая расширила кругозор родителей и воспитанников, способствовала организации природоохранной деятельности. Воспитанники в группе с большим интересом рассказывали, что они узнали нового, отгадывали загадки, читали стихи.

Вначале года знания детей о птицах были поверхностными, абстрактными. А в конце учебного года диагностика показала положительные результаты.

Благодаря плановой работе знания и представления детей о жизни птиц постепенно систематизировались, обогащались, развивался интерес к жизни наших меньших братьев. Меня очень радовало то, что в свободное время от игр ребята самостоятельно занимались творческой работой.

В непосредственно образовательной деятельности с детьми было проведено познавательное занятие «Птицы- наши друзья», на котором дети расширили свои представления о птицах.  С детьми были  организованы  беседы, в ходе которых воспитанники систематизировали знания о зимующих птицах, о необходимости подкормки птиц в зимний период.

Чтобы поддержать  интерес  воспитанников к теме «Птицы» и закрепить их знания, были оформлены дидактические игры. В играх воспитанники систематизировали знания о птицах.

В это время для родителей были оформлена  консультация о празднике Дне птиц, чтобы они тоже приняли  активное участие в проекте и оказали помощь детям в природоохранной деятельности.

Изучив познавательную литературу, воспитанники вместе с родителями нарисовали рисунки. В группе была оформлена выставка рисунков. Для родителей в группе была оформлена выставка "Птицы нашего края». Был собран большой материал о птицах, о значении птиц в жизни человека, подобраны стихи про птиц.

Почти все семьи приняли активное участие в организации выставки.

Тематические занятия, занятия-беседы, игровые упражнения я проводила с использованием яркого наглядного материала. Разучивали стихи и песни о птицах, организовывали выставку детских рисунков «Наши друзья-птицы».

Таким образом, я уверена,  что у моих воспитанников успешно формируется гуманно - ценностное отношение к природе и ко всему живому. В ходе реализации проекта воспитанники расширили и систематизировали свои представления о видах птиц. Анализируя процесс реализации проекта, следует отметить, что каждое из предложенных в нем мероприятий было в значительной степени информативным и интересным для детей. Родители проявляли инициативу, с одобрением относились к проводимым мероприятиям, прониклись важностью задач проекта.

 

 

Перспективы проекта:

 

В дальнейшем мы планируем расширить картотеку «Перелетные птицы», подготовить проект «Зимующие птицы» (средняя группа).

 

 

Заключение:

 

В ходе реализации данного проекта у детей сформировалось гуманное отношение к природе. В результате познавательно - исследовательской деятельности по данной теме у детей систематизированы знания о птицах. В процессе работы над данным проектом дети занимались играми,  продуктивными видами деятельности, направленными на развитие связной речи, на основе средств развития мелкой моторики: лепкой, аппликацией, рисованием.

Кульминацией нашего проекта стало создание общегрупповой книги «Наше знакомство с птицами». Дети, вместе с родителями используя различные художественные материалы, отобразили многообразие птиц, а затем презентовали свои работы.

Используемая литература:

ПРИЛОЖЕНИЯ

Приложение 1.

 

Комплексное занятие для детей 2-й младшей группы “Птицы – наши друзья»

 

Выполнила: Виноградова Е.В.

2016 г.

 Цели: : расширение и обогащение знаний о птицах, их образе жизни и поведении, о связи с окружающей средой, роли человека в жизни птиц.

Задачи:

1.Закрепить знания и использование форм речевого этикета адекватно ситуации (“здравствуйте”, “пожалуйста”, “спасибо” и т.д.); обогатить речь детей словами (“перелетные птицы”, “скворечник”, “правила поведения”); развивать интерес к художественному слову (загадки, стихи).

2.Закрепить формы копирования звуков (хлопки, голос и т.д.); умение имитировать движения птичек. Развивать интерес к слушанию музыкальных произведений, к подвижным играм.

3.Закрепить умение выполнять аппликацию (приклеивание готовой формы на определенной части основы листа согласно образцу), развивать зрительное восприятие ребенка, внимание, двигательную и речевую активность детей, фантазию и творческие способности детей.

Методы и приемы: создание игровой обстановки, беседа, вопросы детям, художественное слово, поощрение.

Предварительная работа: чтение художественной литературы, беседа о весне, природе. Разучивание стихов, песен, загадок, подвижных игр, наблюдения на прогулках.

Оборудование: иллюстрации и фотографии перелетных птиц, клей, кисти, части скворечников на каждого ребенка (прямоугольник, треугольник, круг);
Украшение зала под весенний лес. Стихотворение И.Токмаковой “Весна”, песня “Скворушки” на музыку Филлипенко, произведение П.И.Чайковского “Жаворонок”.

ХОД ЗАНЯТИЯ

Дети входят в зал под запись пения птиц.

Воспитатель: (Чтение стихотворения И.Токмаковой “Весна”):

Здравствуй, милая весна!
Ты душиста и ясна.
Зеленеет лес и луг
Так красиво все вокруг!
И зовет тепло лучей
На прогулку всех детей!

Ребята, какое сейчас время года?

Дети: весна.

Воспитатель: правильно, весна. А вы знаете, что бывает весной?

Дети: тает снег, текут ручьи, появляются листочки на деревьях, прилетают птицы.

Воспитатель: правильно, весной прилетает много птиц. Назовите их, пожалуйста.

Дети: к нам прилетают скворцы, грачи, жаворонки, журавли, ласточки, соловьи, дикие гуси и утки (ответы детей сопровождаются показом иллюстраций и фотографий птиц).

Воспитатель: молодцы, ребятки. Как много перелетных птиц вы назвали

. - Ребята, к нам в группу пришло письмо, а от кого?
- Узнаете, если отгадаете загадку:
Эту птицу всякий знает:
На шесте ее дворец,
Червяков птенцам таскает
Да трещит весь день…. (скворец).

- Правильно, это скворец. Скворец просит, чтобы мы с вами ребята сделали домики для его друзей скворцов. Поможем птицам?....
- Тогда приступаем к работе.
- У вас на столах лежат геометрические фигуры, посмотрите какие?... (прямоугольник, треугольник, круг).
- Сейчас из них мы будем раскладывать домик (прямоугольник – это сам домик, треугольник – это крыша, круг – это окошечко).
- А теперь мы будем их наклеивать на это дерево (силуэт дерева на листе бумаги).
- Но делать коллаж мы будем по порядку.
- Сначала возьмем прямоугольник, уточним, куда и как будем клеить.
- Потом нанесем клей и приклеим его.
- Затем приклеим крышу к домику, а потом и окно.
 Воспитатель: ребята, давайте сейчас с вами сделаем домики для птиц – скворечники (показ готового образца), чтобы им было, где жить, выводить своих птенцов. Аппликацию будем выполнять под веселую музыку великого русского композитора П.И.Чайковского “Жаворонок”.

Дети: под музыку приклеивают скворечники из геометрических фигур, воспитатель помогает.

Воспитатель: Молодцы, ребята, какие хорошие домики для птичек приклеили. Ни одной птички без домика не останется.

Воспитатель: А хотите, мы с вами превратимся в птичек? Дети: да!!!

Воспитатель: Покружись, покружись, в птичек малых превратись!

Физкультминутка: «Птички и ветер»
Маленькие птички, Птички-невелички,
По лесу летают, Песни распевают, (машем руками, как крылышками)
Буйный ветер налетел, (руки вверх, раскачиваемся из стороны в сторону)
Птичек унести хотел.
Птички спрятались в дупло (приседаем на корточки, закрываем голову руками)
Там не тронет их никто.

Молодцы! А вот стихи о весне ребята знают? Я очень хочу послушать. Дети: читают стихи о весне(2-3 достаточно)

Воспитатель: и танцуют, и стихи рассказывают, и аппликацию выполняют - все умеют наши дети. А вот загадки умеют разгадывать или нет?  тогда отгадайте

Солнце лучиком играет, а снежок все тает, тает
Стало детям не до сна, в гости к нам пришла………..Дети: весна! Воспитатель: а теперь все вместе поиграем в игру “Кошка и птички”.(Дети играют.)  Воспитатель: Мы очень весело поиграли, только ты, пожалуйста, не забывайте, что за птичками охотиться нельзя. Ребятки, почему? Дети: птицы – наши друзья, помощники. Они едят вредных жуков, червяков. Они красиво поют.

Воспитатель: да, птицы приносят большую пользу лесу. Давайте вспомним, как нужно вести себя в лесу, что нельзя делать? Ведь там, мы в гостях у лесных жителей.

Дети: нельзя сорить, шуметь, играть со спичками, нельзя рвать цветы, разорять гнезда. Нужно вести себя хорошо, красиво, воспитанно.

Воспитатель: Молодцы, ребята. Что вам больше всего понравилось на занятии?

 

 

 

Приложение 2

ЗАГАДКИ И ПРИМЕТЫ, СВЯЗАННЫЕ С ЗИМУЮЩИМИ ПТИЦАМИ:

ПРИМЕТЫ

1. Синичка с утра начинает пищать – ожидай ночью мороз.

2. Воробьи дружно расчирикались – к оттепели.

3. Ворона под крыло клюв прячет – к холоду.

4. Перед метелью воробьи чирикают.

5. Перед сильным ветром воробьи стайками перелетают с места на место.

6. Синицы порхают под окном – к холоду.

7. В марте птички щебечут к хорошей погоде.

8. Снегирь зимой поёт на снег, вьюгу и слякоть.

9. Если сядет тебе на руку синица, нужно загадать желание. Если вещая птаха подаёт голос – загаданному сбыться.

ЗАГАДКИ

1.Спинкою зеленовата,  Животиком желтовата, Чёрненькая шапочка  И полоска шарфика. (Синица)

2.Вот птичка так птичка, Не дрозд, не синичка, Не лебедь, не утка  И не козодой.

Но эта вот птичка, Хоть и невеличка, Выводит птенцов Только лютой зимой. (Клёст)

3.Красногрудый, чернокрылый, Любит зёрнышки клевать, С первым снегом на рябине Он появится опять. (Снегирь)

4.Чернокрылый, Красногрудый И зимой найдет приют: Не боится он простуды - С первым снегом Тут как тут! (Снегирь)

5.Зимой на ветках яблоки! Скорей их собери! И вдруг вспорхнули яблоки, Ведь это. (Снегири)

6.Птичка-невеличка Ножки имеет, А ходить не умеет. Хочет сделать шажок- Получается прыжок. (Воробей)

7.Найдешь её в своём дворе, Она на радость детворе. Ты обижать её не смей! Эта птичка -. (Воробей)

8.Маленький мальчишка В сером армячишке  По дворам шныряет, Крохи подбирает, По ночам кочует - Коноплю ворует. (Воробей)

9.Чик-чирик! К зёрнышкам прыг! Клюй, не робей! Кто это? (Воробей)

10.Днём спит, Ночью летает, Прохожих пугает. (Филин)

11.Трещала с самого утра:"Пор-р-ра! Пор-р-ра! "А что пора? Какая с ней морока, Когда трещит. (Сорока)

12.Непоседа пёстрая, Птица длиннохвостая, Птица говорливая, Самая болтливая. Вещунья белобока, А зовут её. (Cорока)

13.Эта хищница болтлива, Воровата, суетлива, Стрекотунья белобока, А зовут её. (Сорока)

14.Вертится, стрекочет, Весь день хлопочет. (Сорока)

15.Днём спит, ночью летает. (Сова)

16.Всю ночь летает -Мышей добывает. А станет светло -Спать летит в дупло. (Сова)

17.В лесу, под щебет, Звон и свист, Стучит лесной телеграфист:"Здорово, дрозд, приятель! "И ставит подпись. (Дятел)

18.Всё время стучит, Деревья долбит. Но их не калечит, А только лечит. (Дятел)

19.Плотник острым долотом Строит дом с одним окном. (Дятел)

20.Что за кузнецы в лесу куют? (Дятлы)

21.Я по дереву стучу, Червячка добыть хочу, Хоть и скрылся под корой- Все равно он будет мой! (Дятел)

22.Угадайте, что за птица  Света яркого боится, Клюв крючком, глаз пятачком? (Сова)

23.Не дровосек, не плотник, А первый в лесу работник. (Дятел)

24.Кто в беретке ярко-красной, В черной курточке атласной? На меня он не глядит, Всё стучит, стучит, стучит. (Дятел)

25.Хоть я не молоток -По дереву стучу: В нём каждый уголок Обследовать хочу. Хожу я в шапке красной  И акробат прекрасный. (Дятел)

 

 

 

 

 

 

 

 

Приложение 3

Подвижные игры

Вороны.

Цель игры:  Развивать у детей слуховое внимание, умение двигаться в соответствии со словами стихотворения, упражнять в правильном произношении звука [р], учить говорить то громко, то тихо.
Xод игры:
Дети изображают ворон, они стоят посреди комнаты и выполняют движения в соответствии с текстом, который говорит нараспев воспитатель. Слова «кар-кар-кар» произносят все дети.

Вот под елочкой зеленой Скачут весело вороны:  «Кар-кар-кар!» (громко)
Целый день они кричали, Спать ребятам не давали:  «Кар-кар-кар!»  (громко)
(Дети бегают по комнате, размахивая руками как крыльями)
Только к ночи умолкают  И все вместе засыпают:  «Кар-кар-кар!» (тихо)
(Садятся на корточки, руки под щеку — засыпают)

 Цапля.

Дети стоят то на одной, то на другой ноге.

Очень трудно так стоять.
Ножку на пол не спускать,
И не падать, не качаться,
За соседа не держаться.

 Сова.

В лесу темно, все спят давно. (Дети стоят полукругом, изображая спящих птиц)
Все птицы спят, одна сова не спит,
Летит кричит,
Совушка-сова,
Большая голова, на суку сидит, (Дети изображают сову в соответствии с текстом)
Головой вертит, вовсе стороны глядит,
Да вдруг как полетит!

Вышла курочка гулять.

Воспитатель идет по кругу и поет песенку, дети стайкой за воспитателем. вместе выполняют движения по тексту песенки:

Вышла курочка гулять, Свежей травки пощипать, А за ней ребятки – Желтые цыплятки! Ко-ко-ко-ко-ко-ко-ко! Не ходите далеко! Лапками гребите – Зернышки ищите! Съели майского жука, Дождевого червяка, Выпили водицы  Целое корытце.

Птицы в гнёздышках.

В разных концах площадки или групповой комнаты устраиваются 3-4 гнезда. дети размещаются в гнездах. По сигналу воспитателя они вылетают из гнезд, «клюют зерно». По сигналу воспитателя «Птички, в гнезда» дети бегут в сои гнезда.

Воробушки и автомобиль.

Считалкой выбирается ребенок – автомобиль, дети – воробушки. Воспитатель читает стихотворение:

Прилетели птички, (дети-воробушки «летают» и прыгают) Птички – невелички, Весело скакали, (садятся на корточки, стучат пальчиками об пол). Зернышки клевали. Автомобиль по улице бежит, («выезжает» ребенок-автомобиль) , Пыхтит, спешит, гудок гудит. (крутит руль и гудит  Та-та-та, берегись! Та-та-та, посторонись!) Дети разбегаются от автомобиля.

Птички и кошка.

Дети стоят на скамейках (это птички в домиках) вдоль стены. Поодаль сидит кошка-ребенок. По сигналу воспитателя «Птички летайте! » дети спрыгивают со скамейки и бегают врассыпную, машут крылышками. По сигналу «Мяу! » кошка просыпается и догоняет птичек, а птички бегут прятаться в домики.

 

 

Приложение 4

Консультация для родителей на тему:

«Экологическое воспитание детей в семье»

 Выполнила: Виноградова Е.В.

Экология - это наука, и произошла она от слова ойкас - дом, жилище, место обитания. Это всё живое, что нас окружает, мы дышим чем мы живём. Их дошкольной педагогике появлялось новое направление воспитания - экологическое воспитание.

С первых лет жизни у детей формулируется начало экологической культуры. Дети видят дома, как мама ухаживает за цветами, кошкой или собакой. Они сами тянутся ко всему живому, им хочется погладить животное и полюбоваться красивыми цветами. Подрастая, дети узнают, что каждое существо имеет свой «дом», в котором есть всё для его жизни. Экологическое воспитание - это и есть познание живого, которое окружает ребенка, в своей среде обитания, и наша главная задача, научить их охранять и беречь то, что они видят. Нужно доступно объяснить ребенку, что ломать ветку дерева нельзя, особенно зимой. Обратите внимание ребёнка на красоту, какие они красивые в инее. Зимой они спят и у них только мы защитники. Нужно корни укрыть снегом, объясняя, что мы помогаем им выжить зимой. Бывая с детьми зимой в лесу, обратите внимание на тишину в лесу, её красоту и как хорошо дышится в лесу.

Весной природа преображается, и мы радуемся каждой новой травинке и новым листочком. Начинается работа на даче и дети помогают вам пусть совсем мало, но они тянутся к этому, видя, как этим занимаетесь вы. У дачных массивов есть лес, вы бываете там с детьми. Мы все тянемся к природе, чтобы отдохнуть, подышать свежим воздухом, послушать журчание ручейка. Мы взрослые собираем цветы и лекарственные травы, нарвите только столько, сколько вам нужно, и старайтесь не рвать с корнями.

Собирая в лесу грибы и ягоды, берите только те, которые вы знаете, а другие не трогайте. Они нужны животным, они ими питаются и лечатся. Как, например, гриб мухомор, он такой красивый, полюбуйтесь им, но не трогайте его, придёт лось и он ему пригодится для лечения. Чтобы грибы не исчезали у нашего леса, не нарушайте грибницу, объясните детям, что грибы нужно срезать ножиком, здесь вырастет новый гриб.

Дети часто поступают жестоко с природой и во всём этом виноваты мы взрослые. Не смогли научить видеть красивое и заботится о том, чтобы все, что окружает нас, только радовало.

Накормите птиц, повесьте кормушку за окном или на балконе. Ребёнок сам будет класть туда корм. Хотите порадовать ребёнка, заведите ему попугайчиков или щегла, черепаху или хомячка. Объясните и научите, как правильно за ними ухаживать и ребёнок будет счастлив. У многих детей есть мечта иметь друга рядом, это котёнок или щенок. И если вы завели себе животное дома, не выбрасывайте их на улицу, когда они подрастут, они ведь животные и доверяют людям. Пожелание вам воспитывать у детей чувство сострадания, учите видеть красоту окружающего мира и это не пройдёт даром. Если ребенок будет бережно относится ко всему и беречь этот «дом» -ваше воспитание не пройдёт даром. Они будут внимательны не только к окружающему миру, но и всему живому. В. Орлова.


«Живой букварь»

Нас в любое время года

Учит мудрая природа

Учит по календарю

По живому букварю

Птицы учат пению

Паучок терпению

Учит нас пчелиный рой

Дисциплине трудовой

Обучает жить в труде

И по справедливости

Учит пас правдивости

Учит снег нас чистоте

Учит солнце доброте

У природы круглый год

Обучатся  нужно

Нас  деревья  всех пород

Весь  большой лесной народ

Учит крепкой дружбе.


Приложение 5

 

 

Развлечение «Сороки - птичий праздник»

Ведущий: Если снег повсюду тает, день становится длинней.

       Если все заледенело и в полях звенит ручей,

      Если солнце ярче светит, если птицам не до сна,

     Если стал теплее ветер, значит, к нам пришла (весна).

Ведущий: Ребята, вы вспомнили, какое сейчас время года?

Дети: Весна!

Ведущий: Правильно весна! А кто прилетает весной и з теплых краев?

Дети: Птицы!

Ведущий: правильно, а какие птицы прилетают?

Дети: Скворцы, грачи, жаворонки, ласточки, соловьи, гуси и утки.

Ведущий: Правильно ребята. А вы помните, что птичек нельзя обижать, потому что они маленькие и приносят большую пользу человеку!

Скажите, дети, можно жить без птиц на свете?

Что случится, если птицы на земле все пропадут?

Букашки, жучки, червячки на деревья попадут

И съедят кору, листочки, обглодают ветки,  почки-

Вот, что будет если птицы, если птицы, все исчезнут, пропадут!

И не будет щебетанья, дивных трелей соловья,

И сороки стрекотанья, чик-чирика воробья…

Скучно будет, знайте, дети жить без птиц на белом свете!

Ведущий: Ребята, а вам интересно, о чем между собой разговаривают зимующие птицы и перелетные? Хотите послушать?

                                               (инсценировка ср. гр.)

Ведущий: Расскажите птицы, где вы побывали?

Расскажите птицы, что вы повидали?

Скворец:   В жарких странах, жаркое лето!

Ни зимы, ни снега, там нет!

Грач:           Бродят там слоны-великаны,

                     Целый день кричат обезьяны,

По деревьям вьются лианы,

Там кокосы растут и бананы!

Скворец:    Мы скучали по деревне,

                     По звенящему ручью,

                     По скворечне, по деревьям,

                     По соседу воробью!

Синичка:  Вы б для нас потанцевали,

Мы вас очень - очень ждали!

 Чтобы было интересней,

Мы станцуем с вами вместе!

(танец Зверобика)

Все птицы:   Дети, гнёзд не разоряйте,

Птичьих гнезд не трогайте

Яичек теплых не берите,

Нас, друзья вы берегите!

Ведущий:   Мы не станем разорять гнезда у пернатых!

Пусть птичьи песенки звенят на радость всем ребятам!

                 (песенка)

Ведущий: Дети, а кто это к нам идет в гости?

Под музыку выходит Лесовик.

Лесовик: Здравствуйте ребята, очень я рад, что вы пришли ко мне в гости! Вы играли, танцевали и веселились. Слышала я и разговор птиц. Вижу, что вы большие друзья птиц и все о них знаете.

Лесовик: А я хочу предложить вам игру на внимание! Я  буду читать стихотворение, а вы постарайтесь хлопнуть в ладоши, слово которое обозначает не птицу!

Прилетели птицы:
Голуби, синицы,
Мухи и стрижи.
Прилетели птицы:
Голуби, синицы,
Аисты, вороны,
Галки, макароны.
Прилетели птицы:
Голуби, куницы.
Прилетели птицы:
Голуби, синицы,
Чибисы, чижи,
Галки и стрижи,
Комары, кукушки.
Прилетели птицы:
Голуби, синицы,
Галки и стрижи,
Чибисы, чижи,
Аисты, кукушки,
Совы и ватрушки.

Лесовик. А еще я приготовил для вас загадки:

1.Всех перелетных птиц черней

Чистит землю от червей

Вдоль по пашням мчится вскачь

А зовется птица……(грач)

2. На шесте дворец, во дворце певец.

Издалека прилетел, песню звонкую запел. ( Скворец)

 3.В синем небе голосок,

Будто крошечный звонок. (Жаворонок).

 4. Прилетает к нам с теплом              

Путь, проделав длинный                

Лепит домик под окном              

Из песка и глины (ласточка)

5. Эта птица не строит себе жилья

    Соседкам яйца оставляет,

     А о птенцах не вспоминает (кукушка)     

6.. Прилетает к нам с теплом              

Путь, проделав длинный                

Лепит домик под окном                

Из песка и глины (ласточка)

7. Непоседа пестрая,                                                      

Птица длиннохвостая,                                                

Птица говорливая,                                          

Самая болтливая (сорока).                                        

8.Гнездо свое, он в поле вьет,

Где тянутся растения,

Его и песня и полет

Вошли в стихотворения. (жаворонок).

Лесовик: Ну, вот какие вы молодцы!

Теперь не стыдно и Весну звать!

Выходи народ, заводи хоровод!

Зиму провожать, весну закликать!

              (ВЕСЕННИЙ ХОРОВОД)

 

Ведущий: Лесовичок, а наши дети еще и стихотворения знают о птицах и о весне!

Лесовик: С удовольствием послушаю и о себе, и о гонцах своих!

  1.  Полюбуйся, весна наступает.

Журавли караваном летят!

В ярком золоте день утопает

И ручьи по оврагам летят!

  1. Гнездо на ветке - птичий дом.

Вчера птенец родился в нем.

Ты птичьих гнезд не разоряй

И не кому не позволяй!

  1. Выглянул подснежник в полутьме лесной,

Маленький разведчик, посланный весной!

  1. Знаешь ты, и знаю я, как пернатые друзья

Песенки в лесу поют, мошек, червяков  клюют.

Что все время тук да тук дятел - леса верный друг.

Ищет для себя обеда – усача и короеда!

              5.    Еще мороз гуляет на просторе

        Еще не распростились мы с зимой,

                      А вдалеке над Средиземным морем

                     Грачи летят из Африки домой!

             6.    Свежий ветер, нежной скрипкой

                     Спел нам песню про весну,

Тронув провод гибкий, тонкий,

Как звенящую струну.

А на проводе качался воробей в тепле лучей,

На кого-то раскричался, может даже на грачей.

Игра ЗАЙМИ ДОМИК! Дети разбиваются на пары, берутся за руки — это домики. Группа детей — птички, их больше, чем домиков. Птички летают. «Закапал дождик», птички занимают домики. Кому не хватило домика, выбывают из игры, а потом меняются с детьми-«домиками».

Лесовик: Порадовали вы меня своими знаниями. Ребята, птицы наши друзья. Обижать их нельзя. Они приносят пользу, украшают нашу природу, красиво поют!

Ведущий: Вот и наступила настоящая весна. Вы хорошо зимой заботились о зимующих птицах, подкармливали их, никогда не забывали приносить им еду в кормушки. Не забывайте об этом и сейчас, пока у птичек нет еще корма. И никогда не обижайте птиц, не бросайте в них камни, палки, не разрушайте птичьих гнезд. Не делайте этого сами и не разрешайте этого делать другим. Ведь птицы приносят нам, людям, столько радости своими прекрасными песнями, уничтожают вредных насекомых, и вообще « небо без птиц – не небо»

Лесовик: Молодцы и ребята. За ваше старание примите от меня угощение. Вот вам пирожки – «жаворонушки». Не забудьте, ребятушки, птичек тоже угостить: раскрошите да разбросайте на все четыре стороны, чтобы птички прилетели к вашему дому.
Лесовик раздает угощение, приговаривая:
Жаворонки прилетели,
На головку деткам сели.
Хоть птицы к нам возвращаются,
А до тепла еще далеко .
      Лесовик прощается и уходит.

Ведущий: ну, что же ребята нам тоже пора прощаться!

 (под запись пения птиц дети выходят из зала)

 

13 октября 2016 в 16:13

Сайт размещён на портале МААМ. Используя МААМ принимаете Соглашение и Обработку данных.